Рецензия на книгу
Саламбо
Гюстав Флобер
Artizarra2 июня 2013 г.Осторожно, спойлеры!
Первое, что меня восхитило в «Саламбо», — это выбор темы. Художественной литературы о Карфагене существенно меньше, чем о походах Александра Македонского или Древнем Риме; это свежо и экзотично. Пятилетняя работа Флобера над своим романом заметна с первых же страниц в очень ярких описаниях быта, праздников, политических событий и религиозных культов Северной Африки того времени. Запоминаются даже самые мелкие детали; например, цепочка, натянутая между щиколотками Саламбо, чтобы походка была ровной. Флобер действительно перебрал массу источников, даже ездил в Тунис осматривать места, где разворачивались события его будущего романа. Фабула «Саламбо» стройно следует историческому описанию дел давно минувших дней. Не зная особенно хорошо истории Карфагена, осмелюсь предположить, что намеренно было нарушено в этом плане мало. Маштабность этого произведения, по-моему, не может не впечатлять. Автор создал красочный живой мир, в который хотелось бы нырнуть с головой, если бы не его изнанка — война Карфагена с собственными наёмниками, которым не получилось заплатить из-за огромных контрибуций победившему в последней Пунической войне Риму.
Сцены, призванные быть жестокими или душещипательными, меня редко трогают, и «Саламбо» стала весьма неожиданным исключением. Здесь есть множество моментов, которые физически больно читать: расправы над пленниками, слоны, вспарывающие людям животы, гибель войска варваров от голода в ущелье Топора, жертвоприношение детей Молоху… От этих страниц буквально веет кровью и разложением. Я прекрасно понимаю тех людей, что забросили роман или поставили ему низкую оценку именно из-за этих сцен. И вместе с тем насколько же это сильно написано! Это дар. Мрачный, отталкивающий, но дар. Во время осады Карфагена всеми африканскими народами мгновенно встаёт перед глазами эта безумствующая кровожадная толпа, хотя Флобер по сути просто перечисляет собравшихся под стенами великого города.
Причина, по которой я не поставила высший балл этой книге, заключается в проработке персонажей. Удалось ли Флоберу оживить безымянную дочь Гамилькара, отданную в жёны нумидийскому царевичу (это ровным счётом всё, что о ней известно; её связь с Мато, одним из лидеров наёмников, — выдумка Флобера), и её окружение? Боюсь, что нет. Характер любого героя можно уложить в одну фразу. Ганнон — алчный и жестокий, погрязший в развлечениях богач. Спендий — трусоватый, изворотливый, сообразительный, ставит собственную жизнь выше общего дела. Так же и Саламбо — она предана своей богине Танит, но боится осквернить веру любовью. Её образу полагалась некая условность и воздушность, оторванность от земного мира, и в историю восстания он вписался, но мне этого было мало. Мне не хватало двойного дна, богатая детализация и картины мира просто затмевают собой действующих лиц, они со своими переживаниями словно чужие на этом полотне. Простите те, кто считает иначе. И всё же от «тройки» меня удержала главным образом сцена визита Саламбо в палатку Мато — в ней всё дышит искренностью и мучительным чувством. На втором месте свадьба главной героини с Нар Гавасом. Не могу сказать, что она заставила меня растрогаться, скорее, было просто понятно, почему всё случилось именно так, а не иначе.
Моё мнение о «Саламбо» полностью совпадает с давно высказанным Шарлем Бодлером: «Прекрасная книга, полная недостатков».
4216