Рецензия на книгу
Понедельник начинается в субботу
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий
Аноним31 мая 2013 г.Рабочая гипотеза сотрудников Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства (сокращенно — НИИЧАВО): счастье в непрерывном познании неизвестного, и смысл жизни в том же.
Их девиз: понедельник начинается в субботу.Магия в этой книге братьев Стругацких — особая, ни на что другое не похожая; в созданном ими мире, чтобы творить чудеса, не нужно даже врождённых способностей: достаточно труда и упорства, ума и тяги к знаниям. Правда, обычная, умеренная заинтересованность в профессии здесь не подойдёт. Чтобы стать магом, нужно бредить работой; нужно бежать в любимый институт даже в канун Нового Года, нужно отдать себя делу жизни целиком.
Волшебство в мире этой книги превратилось в науку: только полных невежд можно пугать сказками о джиннах — учёные давно уже проводят опыты и ставят эксперименты, изучая их свойства; пусть романтичные девушки мечтают о небе, — техника полёта высчитана по формулам, которые аккуратно записаны в соответствующих справочниках; за использование неразменного пятака в корыстных целях полагается четко определенный штраф - новая. прежде считавшаяся выдуманной, сторона жизни вошла в повседневное существование. Но ошибочно думать, что от этого магия сделалась будничной и скучной, - наоборот, в какой-то степени она стала еще интереснее, а предела совершенству, как известно, не существует.
"Понедельник начинается в субботу" — это сказка, и немалая доля ее очарования - в атмосфере радостного воодушевления. Но, мне кажется, большую роль здесь играет и контекст: например, встреча с Бабой-Ягой (нередко встречающаяся в сказках и фантастике) выглядела бы не так забавно, если бы последняя не числилась бы сотрудником музея Изнанкурнож (читай: избушка на курьих ножках), товарищем Наиной Киевной Горыныч. Эта особенность — один из главных плюсов книги, но она же может обернуться, по прошествии времени, недостатком: реалии СССР будут уходить все дальше в прошлое, становясь чуждыми и непонятными новым поколениям читателей. Впрочем, юмор Стругацких далеко не всегда контекстен: симпатичные герои и легко вплетенные в канву повествования мифологические и сказочные персонажи будут, я уверена, так же интересны, и знаменитый диалог (— По натуре я не Пушкин, по натуре я Белинский! — Ты по натуре кадавр.) останется крылатым.
2360