Рецензия на книгу
Яма
Александр Куприн
Barsuchonochek19 марта 2022 г.Что значит русская классика? А то, что я осталась довольна прочитанным и поставила «Яме» Александра Куприна оценку в 4 балла. Вот за это я и люблю хорошую, проверенную временем литературу!
В трехчастной повести Куприн остро ставит проблему проституции в России, рассуждая о ней по возможности объективно и многосторонне. Я думаю, ему действительно удалось остановить внимание современников на том, как живут женщины в публичных домах и как к ним относится общество: «…выброшенные обществом, проклятые семьей, жертвы общественного темперамента, клоаки для избытка городского сладострастия, оберегательницы семейной чести…»
Особенно поражают рассуждения о противоречивости русской души, о соединении в человеке подлости, низости и расчета с набожностью, заботой и в какой-то степени даже добротой. Например, хозяйка публичного дома торгует телами других женщин, но оправдывает себя тем, что все это делает ради будущего дочери, или вышибала, служивший ранее при церкви: «Такой помолится-помолится, потом зарежет, а потом умоет руки и поставит свечу перед образом».
Характеры девушек из публичного дома разные, прописанные Куприным в деталях, но всех их объединяет одно: они не хотели для себя подобной жизни. Одну продала в притон собственная мать, другую – жених, кого-то обесчестил и опозорил заезжий офицер, а других насиловали с детства – другого пути ни для кого из них не было.
Также в «Яме» звучит новая для начала 20 века мысль: в том, что существует проституция, есть большая вина мужчин, которые пользуются «услугами», не задумываясь о безвыходности положения этих девушек. И никто из них не делает ничего, чтобы изменить ситуацию, а если и делает (см. героя Лихонина), то еще более усугубляет ситуацию.
Из всех сюжетных линий мне понравилась линия девушки Жени, я бы ее назвала центральной, потому что именно через нее передается идея произведения. Она умела любить, мечтать, но ее предали и унизили, поэтому единственное, что она может сейчас – ненавидеть. Основную мысль повести я вижу так: девушку, попавшую в публичный дом, общество презирает, смешивает с грязью, ее не считают человеком. А она человек, напоминает нам Куприн, вкладывая в свой до боли реалистичный текст мощный гуманистический посыл: «И все мы скажем: «Да, ведь это все мы сами видели и знали, но мы и предположить не могли, что это так ужасно!»
7333