Рецензия на книгу
Голос ночной птицы
Роберт Маккаммон
Аноним31 мая 2013 г.«Сеттинг»! Как много в этом слове! И какие чудеса он может сотворить с любой историей. «Голос ночной птицы» — ярчайший тому пример. Америка. 1699 год. Болотные земли в Виргинии, где колонисты пытаются построить новую столицу морской торговли. Салемский процесс и охота на ведьм. Одноэтажные деревянные дома, сквозь крыши которых просачивается холодная дождевая вода, а в стенах которых гнездятся крысы. Люди, которые живут от рассвета и до заката работой и надеждой на лучшее будущее, люди, которые не могут прочесть или написать своего собственного имени, но которые с радостью разорвут ведьму на куски, а потом наживутся на её останках. Время смены века, время предрассудков и безнаказанности, время авантюристов и людей удачи. Страшное, если подумать, время, но одновременно — какое же прекрасное и захватывающее.
Так вот, я отвлеклась. В одном городке в Виргинии происходят убийства, явно сделанные рукой самого сатаны. Да и подозреваемая тут же находится — вот она, смуглая красавица, ведьма португальской крови. Ведьма оказывается в тюрьме, и дело за малым — свершить справедливый суд. И под «справедливым судом» понимается не расследование убийств, конечно, а скорее получение официального разрешения от магистрата на сожжение. Вот магистрат и прибывает в город, дабы творить правосудие. Вместе с ним прибывает и его клерк, Мэтью, юноша, у которого шило в заднице и любопытство в башке. А уж для него здесь раздолье — потому что чуть ли не каждый дом скрывает свою тайну, загадочные события происходят едва ли не каждую ночь, и всё вместе это сплетается в тесный клубок, который непременно надо распутать. Как же Мэтью перед этим устоять?
Читать книгу безумно интересно. И легко, несмотря на более чем приличный объём текста. Во-первых, язык у автора замечательный, и страницы листаются быстро, а взгляд не спотыкается. Во-вторых, автор закручивает интригу таким образом, что у тебя есть два пути: ты можешь пытаться собирать подсказки по всему тексту и строить собственные теории и искать подозреваемых, чтобы найти конец верёвочки раньше Мэтью, или можешь забить на это дело и просто наслаждаться происходящим, не хватаясь за голову после каждого нового поворота сюжета. И тот и тот подход доставляют удовольствие, так что выбор за вами.
Персонажи тут тоже подобрались, как на подбор. И сам Мэтью (ох, как я люблю таких… в общем, с шилом в заднице), и Айзек, и хозяин города, и Рэйчел, и Гуд, и Сет, и крысолов, и учитель — каждый из героев выписаны и интересны как минимум чем-нибудь. Что ещё более интересно, практически каждый из героев обладает достаточным балансом чёрного и белого для того, чтобы казаться не картонным, но при этом чётко относиться к той или иной стороне шкалы злодейства. Женских персонажей, конечно, не так много на квадратный сантиметр текста, да и некоторые из них откровенно неприятны, но за Рэйчел я готова простить автору всё. Серьёзно.
Вообще, в какой-то степени ближе к концу книга становится скорее приключенческим романом, чем полноценным детективом, причём со всеми его атрибутами: пиратами, индейцами и кладами. Последняя треть романа вообще оказалась на мой взгляд немного слабее первых двух, но общего впечатления это абсолютно не портит. Ложкой дёгтя тут является вот что: мне очень лень искать оригинал и проверять, так что я виню переводчика. Мат. Не наличие мата (серьёзно, конечно, фермеры богом забытых городков того времени в Новом Свете имели весьма крепкий словарный запас), а его перевод. Потому что не говорили тогда современным матерным сленгом. Не говорили. (И для тех, кто испугался этого пассажа: обсценной лексики здесь крохи, просто у меня зацепился взгляд).
Как итог — замечательная во всех смыслах книга. Читать всем.
P.S. А ведь есть ещё и продолжения!50234