Рецензия на книгу
Братья Карамазовы
Фёдор Достоевский
Аноним18 марта 2022 г.Гений. Шедевр, который запал в душу
Лимонов в своей книге "Священные монстры" написал: «Запад любит Достоевского и его якобы русских. Все постановки русских пьес (и пьес по Достоевскому в особенности) на Западе сделаны на гротескной излишней скорости, на истерике, крике, на психическом нажиме. В западных постановках пьес Достоевского актеры ведут себя как умалишенные. Ибо умалишенными видят они достоевцев, принимая их за русских. [...] Русский человек - это прежде всего северный хмурый житель. Не таковы достоевцы. Они всегда под неким градусом истерики, готовы болтать, плакать, рассуждать и днем и ночью. Их жизненная активность как в фильмах, пущенных со скоростью 16 кадров в секунду - убыстренная.»
Этот отрывок я привожу, ибо в "Братьях" очень чётко просматривается эта "истеричность". Вы не найдете ни одного персонажа, который не показал бы себя именно "убыстренным", разве что холоднокровный Смердяков. И тот трус, истерика которого — страх за свою жизнь (иронично, правда?). Может быть, именно эта динамичность, истерика, надрыв притягивают в "Братьях Карамазовых".
Главные герои — три брата: Алексей, Иван и Дмитрий. Все они полярны: Алексей - херувим, Дмитрий - кутила, Иван - честолюбец. Однако в этой полярности они остаются братьями, будто бы частями единого целого. В первом томе не раз повторяется слово "карамозовщина" — синоним грязи, разврата, бессовестности; а также Алеше не раз пеняют: "Ты тоже Карамазов!" Однако Карамазов - это не развратник, Карамазов - это человек, в котором совмещаются две бездны и который стремится к двум противоположностям: бездне высших идеалов и бездне низшего падения.
Олицетаорением одной из бездн — самого грязного, развратного и прошлого в Карамазовых — является отец братьев — Федор Павлович. Именно вокруг с него (если так можно выразиться))) начинается основная детективная канитель, в которой окажутся замешаны и Дмитрий, и Аграфена, и Иван, и Смердяков. Наблюдать за ними крайне интересно. А если уровень эмпатии у вас хотя бы немного выше среднего (у меня совсем немного выше среднего) вы точно будете переживать за героев их муки совести, разочарования от неверия и ощарения веры, как свои собственные.
Про несравненный слог Достоевского и вложенную в произведение философию даже заикаться не буду. Есть люди, которые скажут об этом намного лучше меня. А вот про отраженную в романе реальность можно и сказать. Как историк возьму на себя рассмотрение отраженных явлений: поведение слуг-крестьян, освобожденных реформой 1861 года, о которой неоднократно упоминается, распространение социализма (очень характерно, не только среди высших чинов, но и среди народа - молодых людей, но не глухих стариков), в конце концов делопроизводство. Особого внимания ни одному из пунктов не уделяется, но из разговоров, из остановки можно сделать свои выводы. Конечно, автор закладывал некоторые установки и в это.
Автор пропагандириет философию православия. И даже мне, вовсе не религиозному человеку, становится близка и понятна идея веры. Хочется верить, хочется надеяться. В общем, заставляет задуматься, ибо мудрости и в религии, и в ее толковании не счесть.
В конце хочу сказать, что я несомненно рекомендую эту книгу к прочтению всем и каждому. Это не просто изумительный пример русской литературы того времени, но и кладезь мудрости, тайн и знаменитого достоевсковского страдания))) А, как известно, счастье — в страдании. Потому я счастлива после прочтения этой книги.
P. S. Рецензия вышла какая-то пессимистичная, но, поверьте, над книгой я и смеялась не мало, и поражалась сюжетным поворотам, и удивлялась, и снова смеялась.7351