Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Философия творчества

Эдгар Аллан По

  • Аватар пользователя
    kassandrik18 марта 2022 г.

    Как создавать магию в стиле Эдгара Аллана По

    Как иногда хочется заглянуть за кулисы создания великих произведений, услышать от автора о процессе рождения новой работы, проследить путь от искорки идеи до готового войти в читательский мир детища писателя. Особенно ценно получить такую возможность из прошлого, за пару сотен лет до нашего времени.

    Эдгар Аллан По написал свое эссе “Философия творчества” в ответ на заметку Чарльза Диккенса, которую тот в свою очередь отправил По на его разбор произведения “Barnaby Rudge”... да, самого же Диккенса. Вот такой вот литературный пинг-понг получается у нас.

    Диккенс размышляет о таком способе создания произведения, когда писатель начинает с конца, окутывая героя всеми проблемами и постепенно строя сверху причины возникновения тех или иных ситуаций. То есть развязка воспринимается как цель, к которой стремится автор, начиная писать первые слова своего рассказа, стихотворения, романа и пр. По спорит с этим утверждением и предлагает свое объяснение появления на свет действительного знаменательного произведения. По ставит в базис фантазию писателя, идею, впоследствии которая будет дополнена “эффектами” и приемами конкретного автора.

    В виде цепочки творческий процесс состоит из следующих этапов: cюжет <- эффекты <- тон произведения, события, манера изложения.

    Интересно, что во время написания данного эссе, как становится понятно со слов По, не является популярным признания авторов о том, как же были написаны их работы. Часто считалось, что происходит озарение и рождается роман, что по мнению По - неправда, и писательство - не хаотический процесс, а осознанный, вполне себе математический. Чтобы развеять этот миф По пишет это эссе, в качестве объекта разбора выбирая свое стихотворение “Ворон”.

    Далее следует достаточно детальный рассказ о том, как рождалось это произведение - от выбора эффектов (например, “припевов”), размера работы, обозначения пределов фантазии (не превышая сознание читателя и не уступая требованию критиков), выбора сюжета, тона, героев, обстановки. Описывает интересные задумки, такие как нагнетание настроения читателя, нюансы встречи героев и т.д. По акцентирует внимание читателя на том, что оригинальность, необходимая для хорошего произведения, не приходит к писателю свыше, а находится в процессе тяжелого труда. С чем я согласна полностью и как мне кажется, в целом, это эссе было бы хорошей находкой для дискуссий людей, любящих литературу.

    Внимание: версия на платформе Storytel - неполная и в ней рассказ прерывается почти на середине. Рекомендую найти книгу в печатном варианте.

    4
    112