Рецензия на книгу
Крысиный король
Чайна Мьевилль
likeanowl30 мая 2013 г.Книга, которая неизбежно вызывает ассоциации с Никогде , написанной Гейманом за два года до выхода «Крысиного короля». Здесь тоже есть изнанка Лондона, крысы и люди-крысы; есть и герой, который неизбежно изнанке принадлежит, пусть сам пока и не принимает этого.
Мьевилль создает постмодернистский образ своего города, мешая в фарш иллюзию и реальность, путая причины и следствия: в его мире Крысиный король сам рассказывает свою историю «виршеплету», а король птиц Лоплоп позирует для Макса Эрнста.
— Знаешь, у каждого из нас — у Ананси, у Лоплопа и у меня — были свои поклонники. Лоплоп как-то баловался с одним мазилкой, а вот я всегда неровно дышал к виршеплетам. Если ты почитывал когда-нибудь стишки, может, тебе и попалась где моя история, потому как я ее уже рассказывал тут одному типу, а он возьми да и запиши ее с моих слов для детишек – так и назвал ее, «сказка для детей».
Новую жизнь получает и Гамельнский крысолов.
(— Птицелов, — поправил бы меня Лоплоп.
— Пауколов, — добавил бы «старый китаёза» Ананси).
Как можно вывернуть легенду, которая была в ходу с самого средневековья и не раз уже использовалась в театре, кино, музыке, литературе? Да легко. Это же Мьевилль.
Крысолов (птицелов, пауколов... человеколов?) становится форменным психом и садистом, желающим — буквально — заставить плясать под свою флейту всех и каждого.Заметно, что «Крысиный король» — проба пера. В отличие от блестящего, мастерски прописанного Вокзала потерянных снов , в котором все ружья выстрелили в нужный момент, а все линии были доведены до логической развязки (но отнюдь не до финала), этот роман более сырой и эскизу подобный.
А еще он, безусловно, более кровавый и более графичный в описании подробностей. Зверски вывернутые шеи, разорванная на клочки плоть, раздавленные черепа... Кто сказал, что флейта годится только для игры?
1382