Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Great Gatsby

Ф. С. Фитцджеральд

  • Аватар пользователя
    hasdala30 мая 2013 г.

    Мечта дает человеку все, возносит на вершину славы, но она же и опустошает его, низвергает в пучину отчаяния. Мечты движут этот мир. А Америку возможно особенно. Не зря собрат по писательскому перу и соплеменник Фитжеральда Миллер замечает, что в Америке человек думает только о том, как ему стать президентом Соединенных Штатов и на меньшее не согласен.

    Гэтсби всю свою жизнь выстроил вокруг мечты: сначала стать другим, вырваться из отчего нищего дома, затем добиться «девушки из общества». Только неожиданно он оказывается не охотником, а дичью. Погнавшись за фантазией он уже не может остановиться, люди для него становятся разменной монетой в достижении цели, все больше он влипает в противозаконную деятельность. Эволюция этого образа закончится драйзоровским Титаном, тоже обуреваемого мечтой, но это уже не любовь, по крайней мере любовь не к живому созданию, а к деньгам-Молоху.

    Неестественность такого образа жизни, не только Гэтсби, но и всего его окружения, американской богемы, подчеркивается театральными мотивами. Герои живут как на сцене – они все время под взглядами – либо с рекламы на них смотрят гипертрофированные глаза, либо с фотографии кумиры, либо сами они воображают, что думают о них проходящие мимо незнакомцы.

    В книге чувствуется довольно ядовитая нота социальных противоречий, которые автор не акцентирует, но и не пропускает. Богемному, «восточному» образу жизни он противопоставляет естественность, натуралистичность американского среднего запада, где нравы еще не успели испортиться. Представителем этого полиса становится Рассказчик – он в отличие от Гэтсби вертится как белка в колесе, пытаясь более-менее честно прожить жизнь и заработать деньги, но и он уже внутри этого колеса, которое провернет и его.

    В наше время воинствующего индивидуализма, который перекочевал к нам будто бы из гангстерской Америки, Фитцжеральда было бы полезно прочитать всему поколению менеджеров, начитавшемуся книжек в стиле «50 шагов к тому, чтобы покорить мир».

    11
    36