Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Melbourness15 марта 2022 г.В храме нераскаяной души
Идешь, бывало, по лесу летом, вокруг березы стройные, под ногами трава вперемежку с дикой земляникой, пятна солнечных лучей тут и там, ветерок совсем легонький, почти неслышный, меж стволов гуляет - короче, лепота. И выходишь к лесному озеру, а там опять - лягушки тихонько поют, пол зеркала в кувшинках, и вода манит аж глаз не отвести. А как занырнешь, так ловушка и схлопнулась: вода вонючая, больше тина чем вода, топляки кожу режут, и уже потеряна ориентация. Где тут верх, где низ - непонятно, счаслив тот, кто на поверхность вынырнет. Вот и "Золотой Храм" также. Под красивыми словами и оборотами спрятана ядовитая история эволюции от просто плохого характера к сумасшествию. И чем больше я погружалась в эту историю, тем больше мне хотелось закрыть наконец-то книгу и глотнуть свежего воздуха.
Главный герой, он же главный антагонист, он же заика Мидзуготи, любит Золотой Храм. Вот как начал в детстве любить абстрактные воспоминания своего отца о нем, придумал себе неземную картинку, так и не может никак остановиться. Так любит, что аж всю жизнь свою к нему привязал, к храму-то. Послушником там стал, хотя само здание его никак не вдохновляет. Нет, он любит величественный дух Храма, запертый в каменную оболочку, ну или что-то близкое к духу. Сущность. Даже сексуальные поползновения Мидзуготи привязаны к нему. Как с девчонкой в горизонталь переходит, тут же ему пагода мерещится, не до сексу уже. Один способ избавиться от наваждения, и к нему в итоге наш пострел и поспеет: спалить храм, убить это воплощение, убить во чтобы то ни стало.
Чтобы главный герой не плутал в лабиринте своей постепенно распадающейся реальности в одиночку, писатель подсадил ему двух альте-эго, одного - беленького, другого - черненького. Беленький, Цурукава, воплощает собой все, что могло быть в Мидзуготи хорошего. Он как эмпатический магнит, настроенный на положительные черты характера, ищет благородную подоплеку в поступках друга. Пока был жив Цурукава, у Мидзуготи еще сохранялось шаткое равновесие в душе, и только почти год отгоревав по погибшему другу, он пустился во все тяжкие. Кавасаги, черная половина, приходит в повествование позже Цурукавы, и тем лучше видно, насколько быстро душевная муть захватывает Мидзуготи. И вот уже главный герой порхает вниз, закручиваясь и покачиваясь туда-сюда, как листик в безветренный день, медленно, но уверенно, морально опускаясь все ниже и ниже.
Текст у Мисимо дьявольски красив, и тем ужаснее по контрасту конец книги. Обязательно нужно читать предисловие Чхарташвили к роману, после него глубже понимаешь саму историю. Книга сложная, многослойная, и в тоже время лаконичная, и понять до конца я ее даже не пыталась, если честно. Для меня она оказалась абсолютно чуждой. О прочтении, однако, не жалею, в качестве ознакомления с одним из столпов японской литературы эксперимент вполне удался.
34959