Рецензия на книгу
Great Gatsby
Ф. С. Фитцджеральд
alina-malina26 мая 2013 г.По окончанию чтения романа Фицджеральда я долго не могла определиться с тем, что же я в действительности чувствую относительно этого произведения. Нет, я однозначно не влюблена, и, нет, я совершенно точно не разочарована. Но обо всем по порядку.
В самом начале книги ты словно погружаешься в серые будни молодого человека, который стремится вбежать вверх по карьерной лестнице, но не забывает при этом останавливаться временами, чтобы подумать об истинности пути, по которому он идет. Этот молодой человек - глаза и уши всего романа, герой, через органы чувств которого мы и знакомимся с самой историей, разворачивающейся на страницах книги. Потом ты захлебываешься мыльной пеной, которую создают вокруг себя все гости, каждый день наведывающиеся в дом великого Гэтсби. Почему великого? Потому что о нем ты не знаешь ничего, он то убийца, то студент Оксфорда, то аферист. Все эти сплетни пускают те же люди, которые занимаются производством мыльной пены, которые живут от праздника до праздника, а если этот промежуток слишком велик, то без труда организовывают очередное буйство красок без основательного повода.
"Но должны же быть настоящие жемчужины в романе?" - думаешь ты. И не прочитав и 50 страниц, вроде находишь их, точнее только одну - Дэзи. Словно глоток свежего воздуха, настоящий кислород, нотки звонкого смеха и капля искренности. Да. Все правильно. Это логично, и именно так должно было случиться. Великий и ужасный, таинственный и обладающий незабываемой улыбкой Гэтсби вместе с Дэзи, той, которая сама как праздник, той, рядом с которой он становится настоящим, и ты видишь мужчину, способного бросить все для того, чтобы быть рядом с возлюбленной. Но не тут-то было. Читатель получает пощечину и возвращается на землю, не успев додумать в своих фантазиях красивой концовки. Образ начинает рушиться по кусочкам. Гэтсби предстает перед нам в своем третьем "Я". Мы видим человека, который с юности знал, каким человеком он хочет стать, и который меняет все векторы своей жизни после первой встречи с Дэзи, случившейся очень давно. Он строит мечту, иллюзию, по силе сравнимую разве что со стихией. Великий Гэтсби стал великим именно за счет этого чувства, которое было путеводной звездой. "Быть с ней и жить по-настоящему только с ней",- с этими мыслями наш герой начинал свой день, думал об этом, стоя на пороге своего известнейшего дома, провожая гостей, и засыпал, чувствуя себя опустошенным. И вот в один прекрасный день этот корабль грез разбивается, натыкаясь на "нет". Не думайте, Дези вовсе не говорит этого слова. Она просто понимает, что не может уйти от мужа, которого она любила всего лишь несколько месяцев своей жизни, от дочки, которую она одевает в красивые платья и только, от своей жизни, которая и не хороша, и не плоха. А кто может дать ей гарантии того, что с Гэтсби ей будет лучше? И пусть в молодости она впервые узнала, насколько может любить, только благодаря ему. Но ведь Том, ее муж, тоже дарил ей то, что она будет помнить вечно. Ее нельзя обвинять ни в чем, потому что это было решение. Правда в определенный момент ты думаешь: "Кем было принято это решение: ей или Томом, который в нужный момент воссоздал все картины прошлого в свою пользу?" Ее, как и всех героев этого романа нельзя обвинять ни в чем, кроме равнодушия. Страшного порока, разъевшего души, порока, который не позволял этим людям даже рефлексировать, размышлять и давать оценки не только окружающим, но и себе." Я до сих пор опасаюсь упустить что-то, если позабуду, что чутье к основным нравственным ценностям отпущено природой не всем в одинаковой мере."
921