Рецензия на книгу
Ритуалы
Сэйс Нотебоом
Wombat13 марта 2022 г.Практически с самого начала у меня начали возникать стойкие ассоциации с «Тошнотой» Сартра. Ну, просто потому, что больше я ни с чем из творчества Сартра не знаком. Каково же было мое удивление, когда на страницах этой книги мне стало все чаще попадаться имя этого великого экзистенциалиста. Неужели я что-то понимаю? Неужели мой деградирующий мозг способен еще что-то узнавать и вычленять из пыльной кучи хламящихся на задворках памяти крупиц знаний подходящие ассоциации? В общем, за это я могу поставить себе плюсик. А что да книги, то, видимо, еще не дорос я до того момента, когда начну понимать такие вещи (если уж сейчас не дорос, то дальше шансов не будет). Итак, что же это за книга.
Перед нами 3 персонажа, каждый из которых сознательно или не очень погружен в одиночество. Быть может в меньшей степени это касается главного героя, который не устраняется от остальных людей, не заключает себя в замкнутый круг ритуализированного существования. Да, Инни одинок. Он интеллектуал, пусть и не может постичь Таадсов, которые, каждый на свой манер, чему-то учат его. На их фоне он кажется глупым неопытным мальчишкой, коим, надо признать, до встречи с Арнолдом Таадсом он и был. Я не смог понять, насколько сильно подкосил его уход жены, но, как мне кажется, Инни был одиноким еще до этого. Так он и бредет по жизни по течению, без цели и без смысла. В общем, кого-то он мне местами очень сильно напоминал.
Арнолд Таадс упивается своим снобизмом и старается удалить из своей жизни остальных людей, которых то ли презирает, то ли ненавидит. Хотя в Инни он видит родственную душу. Его день расписан по часам, и любое нарушение этого ритуального порядка ему не по вкусу. Конец его истории печален, но предсказуем. Человек, который держался в жизни только за свою собаку, после ее смерти не смог существовать далее. На самом деле, история Арнолда Таадса понравилась мне больше всего, особенно его атеистический экзистенциализм, который наиболее ярко проявляется в ходе диспута со священником.
Филип Таадс еще более одинок, чем его отец. Но у него есть цель. И вот здесь в книге появляется слишком много восточной даосско-буддийской философии. Надо признать, что у меня получалось углубляться в смысл, так что я просто плыл по поверхности слов в ожидании событий, что зачастую чревато риском уснуть. Зато у Филипа была цель. Не знаю, может ли финальная чайная церемония сравниться с тем, что присутствует у многократно упомянутого Ясунари Кавабаты, но в этом месте я уже твердо понимал, что жизненный путь Филипа завершается. В общем, еще один печальный, но предсказуемый финал.
Мне было скучно. Скучно не потому, что книга плохая, а потому, что мои интеллектуальные ресурсы не настроены на нужную экзистенциальную волну. Возможно, будь здесь чуть больше горечи и чуть меньше восточной философии, я бы иначе оценил эту книгу, но что есть, то есть.
3296