Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Hunger Games

Suzanne Collins

  • Аватар пользователя
    ruslan-iq20 мая 2013 г.
    Вьетнамец рассказывает:
    — Я вам расскажу, что такое счастье. Представьте: ночь, вы крепко спите и вдруг слышите громкий стук в дверь: «Господин Нгуен Ван Бинь, откройте дверь!» Обливаясь холодным потом, вы спешите, открываете дверь, а там стоят два полицейских, которые готовы надеть на вас наручники. Один из них говорит: «Господин Нгуен Ван Бинь, вы арестованы за антиправительственную деятельность и будете отправлены в трудовой лагерь на неопределенный период времени». И тут вы отвечаете: «Товарищ Нгуен Ван Бинь живет по соседству». Вот это действительно счастье!

    Умный «Голодные игры» не разумеет?

    Интересно, что идеи, выраженные простым, доступным языком не находят поддержки у людей, которые с разной степенью обоснованности относят себя к интеллектуальной и образованной части общества. Такое впечатление сложилось у меня после прочтения рецензий на «Голодные игры».

    Про что это?

    Да, возможно, многие удивятся, но идея, у этого произведения есть и ее нетрудно заметить при желании. В государстве, в котором приходится жить героям книги, царит тоталитарный режим, причем это происходит уже так долго и настолько укоренилось, что такие порядки воспринимаются обществом, как вполне обычные. Скажете, что разоблачать ужасы тоталитаризма – это не новая идея, все и так знают, что тоталитаризм это плохо? На словах - да, знают, но когда вам рисуют картину того, как детей отправляют на гладиаторские игрища, с которых почти никто из них не вернется живым, то это оказывает совсем иное, гораздо более мощное впечатление. Добавляет ужаса в эту ситуацию то, что люди в мире Панема уже воспринимают это как данность, нечто такое, с чем ничего нельзя поделать. То есть, извращенные формы тоталитарного режима уже настолько въелись в жизнь общества, что не вызывают естественного отторжения и ужаса. Зато должны вызвать такие ощущения у читателя – и это очень важное достоинство произведения еще и потому, что его основной целевой аудиторией являются подростки, для которых ужасы тоталитаризма-фашизма лишь страшные сказки на страницах учебника по истории, причем не факт, что они его прочитают. Коллинз же удалось описать практически без чернухи кошмар тоталитарной системы в форме увлекательного чтива. Но легкость формы лишь способствует тому, чтобы сознание читателей прониклось чувством несправедливости и античеловечности политического режима в романе. Многих привлечет именно художественная часть произведения, а посыл книги останется на втором плане, но все равно, хоть и подспудно, но в сознание будет заложена идея неприемлемости тоталитаризма.

    Про кого это?

    На мой взгляд, не совсем правильно вменять в вину автору простой язык книги и отсутствие у героини «сильно выраженных «душевных метаний» и «исканий» в русле русской классической традиции. Кто такая Китнисс Эвердин? Шестнадцатилетняя девочка-подросток, живущая в тяжелых материальных условиях без всякого доступа к источникам знаний вроде книг, интернета и т.д. Остается только школа, а уровень школьного образования в дистриктах у меня вызывает большие сомнения. Было бы недостоверно, если бы героиня в этих условиях выражалась и думала в духе Ницше или Кьеркегора. Тем же, кто ценит красивый слог и желает получать наслаждение от богатства лексикона «великого и могучего» советую обратиться к произведениям, например, Набокова.

    Психологическую достоверность добавляет то, что героиня вовсе не представлена очень умной и сообразительной, чего и не могло быть. Ее друзья Пит и Гейл, а также ментор мыслят более дальновидно, на несколько ходов вперед, Китнисс же не отоличается способностями стратега, зато обладает более практичным умом и отлично справляется с тактическими задачами.

    Определенная предсказуемость сюжета книги лично меня не расстроила. Борхес, к слову сказать, считал, что в литературе вообще всего четыре сюжета, да и все стоящие сюжетные ходы уже были использованы за прошедшие несколько тысячелетий литературной истории. К тому же для многих подростков – основной аудитории книги - и использованный сюжет покажется довольно увлекательным и непредсказуемым, ведь у них за плечами, скорее всего, нет нескольких сотен книг, как у критикующих книгу за сюжетную ординарность.

    Парочка выводов
    Книжка полезна для подростков и написана для них.
    Идея есть и преподнесена она доступно, художественная форма в которой она выражена вполне убедительна для того чтобы читатель проникнулся ею.

    9
    73