Рецензия на книгу
Принц Госплана
Виктор Пелевин
Аноним9 марта 2022 г."Принц Госплана" пошел не по плану....
Всем привет, и это снова я. Снова Пелевин.
Но в этот раз кратенько. Черкану пару комментариев про "Принц Госплана", по названию намекающем на компьютерную игру. Только где игра, а где реальность, порой сложно понять...
Мое впечатление
Рассказ мне понравился, да. Не сразу удалось раскусить его и понять для себя, что же в ней может быть ценного. Идейная ниточка Пелевина "А смысл в том, что смысла нет" здесь тоже сохраняется, как и во всем сборнике "Хрустальный мир".
Еще Принца Госплана роднит с произведениями 1996 года смешение реальности и вымысла. Читаешь и не понимаешь, где вымысел, а где реальность. Впрочем как и сам герой - он вообще запутался в том, кто он такой и где находится. Но и не парится особо.
Ну а теперь самые интересные цитаты и идеи, что мне понравились.
Приятного чтения.
"Ты никогда не знаешь, когда начнется твоя шизофрения"
Просто, когда человек тратит столько времени и сил на дорогу и наконец доходит, он уже не может увидеть все таким, как на самом деле… Хотя это тоже не точно. Никакого «самого дела» на самом деле нет. Скажем, он не может позволить себе увидеть.Снова философские цитатки, потом отрицание смысла самой цитаты, а потом уже другая философская цитатка насчет отрицания смысла предыдущей цитатки. Это во многих книгах Виктора Олеговича, и я уже привыкла. Но тут меня осенило в этот раз - "это все же легкий стеб или идеальный пример из области софистики"? Ответа не нашла.
Поехали дальше.
– В смысле существует он или нет? – Да. Саша задумался. – Пожалуй, существует. Точнее, правильно сказать, что он существует ровно в той же степени, в какой существует принц. Потому что лабиринт существует только для него. – Если уж сказать совсем правильно, – сказал Петя, – и лабиринт и фигурка существуют только для того, кто глядит на экран монитора.Это выглядит как диалектизм, только не в языковом, а в ментальном смысле. Ментальный диалектизм - звучит хорошо. Так как это? То есть вокруг нас существует только то, вокруг чего существуем Мы. Я сижу в офисе и пишу эти строчки - и ноутбук за столом, и "Принц госплана" левее от меня, и кружка чая находятся в моем обзоре, потому что я нахожусь здесь и в данный момент это существует для меня. Круто. Ментальный диалектизм может существовать только для меня, а может существовать для группы лиц, кстати. Пример тому моя статья.
Дальше. Читаем притчу.
У одного визиря был маленький сын по имени Юсуф. Однажды он вышел за пределы отцовского поместья и пошёл гулять.
И вот он дошёл до пустынной дороги, где любил прогуливаться в одиночестве, и пошёл по ней, глядя по сторонам. И вдруг он увидел какого-то старика в одежде шейха, с чёрной шляпой на голове. Мальчик вежливо приветствовал старика, и тогда тот остановился и дал ему сладкого сахарного петушка. А когда Юсуф съел его, старик спросил:
— Мальчик, ты любишь сказки?
Юсуф очень любил сказки, и так и ответил.
— Я знаю одну сказку, — сказал старик, — это сказка про магрибский молитвенный коврик. Я бы тебе её рассказал, но уж больно она страшна.
Но мальчик Юсуф, естественно, сказал, что ничего не боится, и приготовился слушать.
Но вдруг где-то в той стороне, где было поместье его отца, раздался звон колокольчиков и какие-то громкие крики — так всегда бывало, когда кто-нибудь приезжал. Мальчик мгновенно позабыл про старика в чёрной шляпе и кинулся поглядеть, кто это приехал. Оказалось, что это был всего лишь какой-то незначительный подчинённый его отца, и мальчик со всех ног побежал назад, но старика на дороге уже не было. Тогда он очень расстроился и пошёл назад в поместье. Выбрав минуту, он подошёл к отцу и спросил:
— Папа! Ты знаешь что-нибудь про магрибский молитвенный коврик?
И вдруг его отец побледнел, затрясся всем телом, упал на пол и умер. Тогда мальчик очень испугался и побежал к маме.
— Мама! — крикнул он, — несчастье!
Мама подошла к нему, улыбнулась, положила ему на голову руку и спросила:
— Что такое, сынок?
— Мама, — закричал мальчик, — я подошёл к папе и спросил его про одну вещь, а он вдруг упал и умер!
— Про какую вещь? — нахмурясь, спросила мама.
— Про магрибский молитвенный коврик!
И вдруг мама тоже страшно побледнела, затряслась всем телом, упала на пол и умерла.
Мальчик остался совсем один, и скоро могущественные враги его отца захватили поместье, а самого его выгнали на все четыре стороны. Он долго странствовал по всей Персии и, наконец, попал в ханаку к одному очень известному суфию и стал его учеником.
Прошло несколько лет, и Юсуф подошёл к этому суфию, когда тот был один, поклонился и сказал:
— Учитель, я учусь у вас уже несколько лет. Могу я задать вам один вопрос?
— Спрашивай, сын мой, — улыбнувшись, сказал суфий.
— Учитель, вы знаете что-нибудь о магрибском молитвенном коврике?
Суфий побледнел, схватился за сердце и упал мёртвый. Тогда Юсуф кинулся прочь.
С тех пор он стал странствующим дервишем, и ходил по Персии в поисках известных учителей. И все, кого бы он ни спрашивал про магрибский коврик, падали на землю и умирали. Постепенно Юсуф состарился, и стал немощным. Ему стали приходить в голову мысли, что он скоро умрёт и не оставит после себя на земле никакого следа.
И вот однажды, когда он сидел в чайхане и думал обо всём этом, он вдруг увидел того самого старика в чёрной шляпе. Старик был такой же, как и раньше — годы ничуть его не состарили. Юсуф подбежал к нему, встал на колени и взмолился:
— Почтенный шейх! Я ищу вас всю жизнь! Расскажите мне о магрибском молитвенном коврике!
Старик в чёрной шляпе сказал:
— Ну ладно, будь по-твоему.
Юсуф приготовился слушать. Тогда старик уселся напротив него, вздохнул и умер. Юсуф целый день и целую ночь в молчании просидел возле его трупа. Потом встал, снял с него чёрную шляпу и надел себе на голову. У него оставалось несколько мелких монет, и перед уходом он купил на них у владельца чайханы сахарного петушка.Вот тут я поняла смысл притчи не сразу. Сначала восприняла как стеб или прикол, как я привыкла рассматривать его величество постмодерниста, но тут можно углядеть ее кое-что или копнуть глубже.
"магрибский молитвенный коврик"
- слово-пароль, действующее на подсознание и задающее автоматическую команду. Звук, некое кодовое слово наподобие "ЦСКА Чемпион", "коронавирус" и "спецоперация". А представьте, сколько таких слов использует власть, чтобы манипулировать нашим подсознанием. Уйма. Один звук и все подумали одинаково.
- прикол, но непростой, а уличающий в бессмысленности всех "мудрых" притч, ведь весь мир бессмысленен и нелогичен. Каждая оценка сугубо субъективна, поэтому без научных доказательств и вычислений объективности быть не может. Хотя и то, может быть, тоже субъективно.
Кстати, любителям мудрых притч - привет! Я тоже люблю тешить эгоизм прочтением данного рода литературы. Конечно, если вы их ни разу не припоминаете в разговоре. Но это уже неважно.Всем БлагоДарю за внимание.
198