Рецензия на книгу
Vi mot er
Fredrik Backman
srubeski6 марта 2022 г.«В этом баре всего один сорт виски, зато печали – всех сортов на выбор»
Совершенно неожиданно для себя я оказалась здесь гораздо раньше, чем хотелось бы, но да ладно. О чем бишь мы тут?
Я вот в рецензии на первую часть цикла писала, что несмотря на огромное количество героев они все выглядят реальными и раскрытыми. Так вот. Здесь героев еще больше, а вот с раскрытием невероятные траблы. Та самая точность, что позволяла по самым крохотным упоминаниям персонажа все равно в него верить и ощущать его реальность и необходимость, здесь была безвозвратно утеряна. Я теперь толком и не могу сказать даже о чем эта история, потому что она одновременно обо всем подряд и ни о чем.
История потеряла свою изюминку, своих героев, которые хоть и варились в супе из моральных дилемм и тоски, но в то же время жили и пробивались. Теперь же большинство из них просто варится. В невкусном кипятке из страданий.
Вот вроде и есть новые интересные герои. Тот же Ричард Тео или тренер Элизабет Цаккель. Но им хоть и дается довольно много времени, но расходуется оно просто в никуда, потому как они настолько же непонятны к концу, какими были непонятны вначале.
А вот вроде и старые герои. Например, Мая, прошедшая через многое в прошлой части. Но тут она так и осталась всю книгу стоять там, куда ее завело в конце первой. Ее брату Лео уделяется здесь намного больше внимания, показывая его злость, но зачем? В первой части вопросов «зачем тут тот или иной персонаж?» не возникало. Да, есть и довольно удачно сложенные истории, как у Петера и Миры, есть герои, что занимают экранное время на фоне, потому что их линия прошла уже достойное развитие в первой части, как та же Мая или Амат, но вот это ощущение неоднородности происходящего как раз и вызывает раздрай.
А Беньи все так же бегает по лесам и страдает.
А еще в рецензии на первую книгу я писала, мол, в задницу хоккей. Так это я в шутку же! И вообще не это имела в виду! Но здесь хоккея нет. Ну вот вообще нет. И вроде бы есть какие-то тренировки и пара игр, даже немножечко описаний, все вокруг только и говорят о хоккее, но его самого нет, только «вся та фигня, которая вокруг него нагорожена», политика, экономика, журналистика, криминал в конце концов. И это воистину было прекрасно. Не потому, что я не люблю хоккей, ничего подобного, а просто потому, как читая книгу, где то и дело твердят, мол, хоккей – простая игра, если убрать из нее все лишнее внимание и просто играть, уже сам начинаешь скучать по этой родной и простой, а ее все нет.
Да, тут добавилась политика. И все конечно же в том же стиле, быстро, коротко, лишь в общих чертах и какими-то набросками. Но за этой составляющей было даже занимательно наблюдать, хоть какой-то отдых и разнообразие от беспробудных страданий.
Атмосфера в этой истории все такая же гнетущая, но все эти кликбейтные угнетающие фразочки в духе: «потом она пожалеет, что не взяла ружье» или «если бы он бежал быстрее» и т.д. и т.п. больше не работают. Ты уже прекрасно представляешь, что в большинстве случаев не так и страшен будет черт, как его Бакман малюет. То ли опыт чтения первой части сказывается, то ли дело в том, что здесь эти фразочки появляются с частотой биения сердца и напористостью бронетанка.
Ну и цитатки. Ох уж эти высокопарные, мудрые, морализаторские цитатки. Которые я, естественно, повыписывала, потому что ничего плохого в каждой из них в отдельности нет, но такого добра должно быть в меру. Когда в твоей книге каждая вторая строчка – самостоятельная, спокойно существующая без контекста фраза разной степени ванильности (от этого слова, конечно, попахивает уже, но я не знаю, как еще это назвать), то это не книга – это популярный паблик вконтакте середины десятых годов. А я сюда не за статусом для профиля в социальной сети пришла, а узнать историю художественную.
Про разссусоливание одних и тех же мыслей по сто тысяч раз на каждой странице и говорить особо не буду. Оно было. Оно никуда не делось. И оно будет дальше.
51513