Рецензия на книгу
The Gift
Vladimir Nabokov
Аноним3 марта 2022 г."Дар" - как иллюстрация к самоопределению и выбору своего пути
В любые времена, чтоб устоять на ногах и сохранить в себе себя самое важное – понять, кто ты и что тебе по настоящему дорого. Для меня книга Набокова Дар именно об этом. Читая о становлении молодого поэта и писателя Федора Годунова-Чердынцева, пришедшееся на сложные годы эмиграции в Германии, невольно ловишь себя на мысли, выстроены ли четко мои ориентиры и приоритеты? И душа радуется, когда отвечаешь себе, что, да. За кажущейся легкостью его выбора стоит большая работа над собой. Не так-то просто отказаться от привычных основ, заложенных предшественниками. Приходится присмотреться, чье наследие хочется множить. С кем себя ассоциировать? И вот ещё не звучит ни одного имени, а уже чувствуется присутствие на страницах романа «Отцов русской литературы», а через несколько страниц, в воображаемом диалоге с современником, поэтом Кончеевым Федор высказывает своё мнение о многих из них, подчеркивая, что именно для него и его современника в предшественниках кажется не стоящим продолжения. Возможно, поэтому Федор, собравший множество материала об своем отце – известном ученом, не смог позволить себе написать о нем книгу. Путь отца, сколь бы этим путем не восхищался сын, это путь настолько отличный от пути, на который становится Федор, что найти там нечто своё для молодого писателя не представляется возможным. То ли дело путь писателя Чернышевского, о котором и пишет свой первый роман Годунов-Чердынцев. В его биографии и творчестве нашлось всё то, от чего желает уйти молодой автор, освободиться, чтобы выстроить дорогу своему художественному слову, чтобы обрести своё звучание и свою аудиторию. Нелегкий выбор. Не зря его Возлюбленная Зины, которую сам Набоков предложил воспринимать не как женщину, а как символ русской литературы, говорит о том, знает, что временами будет несчастна с ним, но всё равно идет на это. Перемены всегда несут с собой много боли. Но решившись на них, уже невозможно отыграть назад. И как в «Вишневом саду» в покинутом доме забыли старого сторожа, так в «Даре» все ключи от квартиры родителей Зины были оставлены внутри, не считая той связки, что потерял Федор. Мы и расстаемся с героями на подходе к квартире, куда пара возвращается под утро почти без гроша в кармане с мечтами о грядущем.
Жаль, что язык этой книги уже тяжел для восприятия юного поколения, которое так жаждет сейчас своего самоопределения, стремясь избавиться от нашего наследия. Им, несомненно, был бы не чужд опыт Годунова-Чердынцева. Впрочем, книга, возможно, поможет родителям иначе взглянуть на поиски себя своих детей. Ну, и присмотреться всем нам к себе, конечно, же.1345