Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Черный тюльпан

Александр Дюма

  • Аватар пользователя
    oantohina2 марта 2022 г.

    Пренебрегать цветами – значит оскорблять Бога

    Примерно в середине XVII века Нидерланды охватило безумие, да не абы какое, а цветочное! Люди попали под власть тюльпанов тысячи оттенков, попавших в Европу с Ближнего Востока. Так скрестились призрачные факторы и благоприятные условия, что не только богатое сословие, но и обычные труженики, получили возможность заняться привилегированным ранее увлечением, и, как следствие, луковицы диковинных цветов стремительно начали расти в цене. Открытие нового сорта тюльпана манило и пленяло чуть ли не каждого жителя Нидерландов. Но такое масштабное помешательство не проходит без последствий. Кроме открытых сортов тюльпанная лихорадка принесла за собой рождение изумительных картин, кинофильмов о событиях давно минувших лет, и литературные шедевры, одним из которых является «Черный тюльпан» Александра Дюма.

                "Поля тюльпанов и ветряная мельница в Рейнсбурге" Клода Моне была вдохновлена поездкой                                                                                                     художника в Голландию, 1886 год

    Вышеупомянутый роман относится к ранней прозе французского писателя и лично для меня считается чем-то вроде старинной гравюры или утонченной скульптуры – вроде бы не так захватывает происходящее, но оно дурманом окружает твой разум и не покидает до последней страницы. И хоть гравюр и скульптур, которыми возможно в равной степени восхищаться, предостаточно в мире, все равно снова и снова буду восторгаться новым произведением искусства. Так же в «Черном тюльпане» прослеживается уже не новая для бывалого читателя сюжетная линия – главный герой из-за предательства ближнего попадает в заточение, а продолжение его дела жизни остается под вопросом. И даже если в «Графе Монте-Кристо» все было в точности также, я восторгалась плавностью линий, богатством языка и исторической направленностью романа.

    В городе Гаага происходят страшные исторические события 1672 года 20 августа: разворачивается борьба за власть между великим пенсионарием Голландии Яном де Виттом, его братом – Корнелем де Виттом и принцем Вильгельмом Оранским, вследствие чего оба брата были жестоко убиты толпой. 1672 год вошел в историю как «год бедствий». Кажется, буря утихомирилась, люди утопили свою кровожадность через растерзание двух видных деятелей, но история только начинается. Крестник Корнеля де Витта – любитель тюльпанов Корнелиус Ван Берле, невольно оказывается втянут в дела родственника из-за роковой политической записки, отданной ему на хранение. Но проблема не приходит в одиночку. Жадный и тщеславный сосед Корнелиуса – Бокстель – завидует ему и мечтает завладеть луковицами черного тюльпана, выращенного соперником. А как мы уже знаем из истории тюльпанной лихорадки, цветочное безумие и желание прославиться вполне могут затуманить разум человеку и заставить его совершать самые подлые преступления...

                                                                                             Братья де Витты - Ян и Корнель

    Чем Александр Дюма точно не может надоесть, так это историческими подробностями. Во-первых, пополняешь собственные знания об истории европейских стран. Согласитесь, опыт бесценный, тем более, если идет речь о событиях настолько неприметной страны. Во-вторых, даже произведение в двести-двести пятьдесят страниц исторические сведения только придадут шарма и грандиозности, ведь не в каждой книге герой впутывается в реальное скверное дело... Сказать честно, первые пять глав мною читались с трудом. Сказался долгий перерыв в знакомстве с А. Дюма, поэтому отвыкла от его, так скажем, закидонов.

    Если Вы мечтаете в будущем посетить Голландию, то смело берите роман Александра Дюма в качестве путеводителя! Он не даст подробное описание каждого домика в каждом городе страны тюльпанов, но зато ему по силам пинком загнать в мысленное путешествие по таким точкам, как Гаага и Дордрехт. Окна уютных и приветливых домиков отражают аквамариновое небо, глубину цвета которого сложно передать красками. Над улицами кружатся белоснежные голуби. Везде шумно и людно, только своим покачиванием цветы в личных садах и на обыкновенных городских клумбах пытаются уравновесить мирскую суету. Где-то горожане вершат кровавые расправы и возвращаются к житейским проблемам, где-то устраивают праздники в честь тюльпанов... Ну разве не прелесть?

                                                                                             Города Дордрехт и Гаага

    Какова вероятность, что читателя сведут с ума глупые и односложные диалоги, растянутые ради объема романа, и каноничные персонажи? Охающие дамочки с напудренными личиками и храбрые мужи, чьи языки хорошо подвешены, они умеют говорить пафосно, будто на сцене Гамлетов играют. У Дюма эта деталька перемещается из работы в работу, и, к сожалению или к счастью, постепенно привыкаешь. Принимаешь театральность Розы, дочери тюремщика, как данность, а удивительную схожесть принца Оранского на Эдмона Дантеса обходишь стороной, делая вид: «Ничего не вижу, ничего не слышу». Все это хорошо... совместными усилиями Роза и Корнелиус Ван Берле выращивают злополучный черный тюльпан, они благополучно женятся, детей рожают, когда все злодеи получают по заслугам, но насколько же все шаблонно... И постоянные глупые диалоги, герои спрашивают то, о чем давно знают, лишь бы растянуть текст еще на один листочек. Ходим вокруг да около, пока они не угомоняться пороть чушь. Короче, проза Александра Дюма, особенно ранняя, где более сжат сюжет, годится для нечастого точечного прочтения, дабы не разозлиться окончательно и не испортить хотя бы какое-то литературное наслаждение.

    Вот я и познакомилась со вторым в моей жизни романом Дюма. Не сказать, что ему удалось меня как-то особенно поразить, довести до рукоплесканий, но однозначно путешествие в Голландию XVII века стоит того, чтобы хотя бы раз погулять по улочкам старинных городов и вдохнуть аромат тюльпанов неземной красоты.

    4
    434