Рецензия на книгу
Письма Баламута
Клайв Льюис
Аноним16 мая 2013 г.В деле приема галлюциногенов, чтобы получить от них максимум удовольствия, есть пара хитростей. Имеет значения, скажем так, психологическая установка и социальная обстановка. Если человек перед приемом галлюциногенного вещества волнуется, испытывает негативные эмоции, например, боится потерять контроль над собой и натворить бед, скорее всего, галлюцинации будут угрожающего и пугающего характера, человек не получит никакого удовольствия и больше никогда этим заниматься больше не будет. Социальные факторы также играют роль. Индейцы Южной Америки, использовавшие галлюциногенные грибочки в религиозных ритуалах, знали эту особенность, поэтому с раннего детства проводили психологическую подготовку детей к будущему участию в духовных практиках с галлюциногенами, поэтому это проходило для них легко и приятно.
К чему это я. Аналогия очевидна: на восприятие книги также влияет и установка, и обстановка. Признаюсь откровенно: Льюиса до этого я "не читала, но осуждала". Я была поверхностно знакома с "Хрониками Нарнии", ну очень поверхностно, и мне честно говоря, претило такое очень откровенное угнетение читателя христианской моралью. Я всегда считала себя сторонником свободного выбора в делах духовных, а такая уж очень тяжеловесная атака на читателя казалось мне почти что непристойной. С другой стороны, я понимала, что именно художественная литература является той путеводной звездой, которая должна либо привести неокрепшую душу и разум к религии, либо отвратить от нее. Именно художественная, а не откровенно религиозная или откровенно антиклерикальная, потому как она, в теории, одинаково далека от обоих этих противоположных направлений.
И, вот, я читаю "Письма Баламута" и безнадежно очаровываюсь этой книгой. С каждой главой все больше и больше. Письма знатного чинуши в адской канцелярии своему молодому коллеге, в которых тот дает ему детальные инструкции, как сбить с пути истинного юную душу, оказались просто прелестными. Написанные без злого сарказма, но с мягким юмором и иронией, они, тем не менее, без прикрас высвечивают недостатки человечества, но как-то необидно, не уничижительно, всегда оставляя "шанс на спасение". Примерно до середины книги автору удавалось сохранять неустойчивый баланс между религиозностью и светскостью, что привело меня в неописуемый восторг, потом он сделал резкий вираж в сторону религиозного поучения, и процентов 25 книги оказались скучноватыми. Пресными, я б сказала. Слишком уж нравоучительными. Затем как-то шаткое равновесие вновь было обретено,и книга закончилась на веселой, но отнюдь не легкомысленной ноте.
Что сказать...мне приходится отвечать самой себе на вопрос: является ли это произведение больше религиозно-пропагандистским, чем светским, или наоборот? Пока не ответила. Но одна мысль закралась в мою голову после знакомства с "Письмами Баламута". Многие вещи, которые ненавязчиво или же напротив, довольно настойчиво осуждает Льюис в современном человеке, во-первых, актуальны даже спустя более чем полвека, а, во-вторых, как я уяснила для себя, неприятны, с какой стороны ни посмотри, хоть с религиозной точки зрения, хоть с точки зрения светской морали. Чванство ли, поверхностность, ненадежность, стремление угождать сильным мира сего или бездумно следовать за толпой, - в любом случае, эти качества человека не красят, атеист ли он, или верующий. Это наводит на мысль, что есть-таки вечные ценности, и хороший человек хорош вне узкого религиозного смысла, ну, не ходит он в церковь, зато хомяков любит и волонтерствует в детдоме, и какая разница, Перуну он молится, вовсе никому. В общем, как можно судить из вышесказанного, книга мне понравилась и одобрена лично мной, как элемент воспитательной работы над неокрепшими умами, вне зависимости от их религиозной принадлежности.
21192