Рецензия на книгу
Старомодная комедия
Алексей Арбузов
Аноним2 марта 2022 г.Просто встретились два одиночества
Он. Черт возьми! С Вами все-таки довольно затруднительно вести беседу.
Она (сочувственно). Мне многие говорили об этом. Но я решительно не могу понять, отчего это происходит. Общаясь с людьми, я обычно бываю полна самых добрых намерений.Он - главный врач санатория Семёнов Родион Николаевич. Она - больная Жербер Лидия Васильевна, которую слово "больная" решительно не устраивает. Лидия Васильевна из тех санаторных отдыхающих, которые не признают режим и правила. Рижское взморье, сказочные рассветы и закаты и... режим? Нет, эти понятия несовместимы. Как тут удержаться, чтобы не выйти в ночной сад, "полюбоваться светом луны, добрести до моря, остаться наедине с природой…"? Лидия Васильевна не собирается себя ограничивать в угоду устоявшемуся укладу, она готова покинуть комнату через окно, что и делает, мешая сну других санаторников. Так начинается знакомство главных героев. Возможно, Лидия Васильевна при первой встрече кажется немного неуравновешенной, даже взбалмошной, но она произносит удивительные слова, и Родион Николаевич слушает...
Пьеса состоит из отдельных сценок-дней: шестой, восьмой, одиннадцатый, пятнадцатый, восемнадцатый... Зритель видит героев не только на приёме, но и в кафе, у Домского собора, в больнице...
Прелесть пьесы состоит в том, что автор наделяет персонажей особым способом общения. Они не болтают без умолку, а лишь бросают намёки. Чтобы уловить глубину недосказанного, нужно иметь особое чутьё, взаимное расположение. И зритель видит: Родион Николаевич и Лидия Васильевна отлично ведут игру, понимают друг друга, чувствуют.
Она (тихо.) Черт знает что.
Он. О чем Вы?
Она. Совершенно ни о чем.
Долгое молчание.
Он. Пожалуй, что да.
Она. А Вы о чем?
Он (усмехнулся). И я ни о чем."Старомодная комедия" прекрасна своей трогательностью. Удивительно, что она остаётся актуальной, спустя много лет. И сегодня она напоминает нам о том, чего нельзя забывать. Больше двадцати лет прошло после окончания войны, но её отголоски звучат в мотиве пьесы, вороша в сердцах героев неутихающую боль потерь. Они всё ещё живут этой болью...
Он. Но надо помнить.
Она. Тех, кто погиб?
Он. Тех тоже.
Она. И Вы все-таки думаете… это повторится?
Он. Надо жить так, чтобы не повторилось.
И нам надо помнить...751K