Рецензия на книгу
Чапаев и Пустота
Виктор Пелевин
Аноним14 мая 2013 г.Моя старая рецензия, написанная "по горячим следам" в 2008 году. По ней видно, что меня "вставило".
Хотела достать листочек с записью наброска, но вместо этого случайно выудила чек из магазина. Это слишком явный намек, поэтому рецензию буду писать по нему.
Первое, что мы видим - это перевернутое "спасибо за покупку", и в этой простой и обыденной фразе, которую мы встречаем практически каждый день, заключено основное содержание книги.
Далее следуют "Отпустил" и "Получил", причем обе графы не заполнены - здесь прослеживается отсылка на духовные метания и метаморфозы героя, и явно выражены субъект-объектные расстановки: где он выступает в качестве пассивного элемента, а где - как активный созидатель. Перемещаясь взглядом дальше, то есть к началу документа, мы видим ИТОГ и "Наличными". Перед ИТОГОМ стоят три равноценных по длине горизонтальных черты, расположенных одна под другой - пишутся как иероглиф "небо" или число "один" на японском - указание на метафизическую канву сюжета. Черты и цифры, следующие за ним, дублируются в более меньшем размере ниже - смысл, истекающий из имеющего ментальный вес романа, не может быть одним и однозначным: всегда есть небольшие подветвления. Две печати, противоположнонаправленные, символизируют отпечаток двух миров, что наложены на героя, и по своей сути они действительно равноудалены и наезжают друг на друга, создавая синкретизм сознаний. Горизонтальные (ну это они если голову повернуть) чередующиеся черные и белые полоски говорят и о так называемой "жизненной зебре" (или рояле - эта метафора более соответствует духу книги, да, пусть будет рояль), и о дорожках кокаина, которым товарищ Котовский так и не перестал баловаться (судя по пейзажу из окна такси "Победа"). А строчка звездочек в самом начале вызывает к памяти ручейки, через которые прыгала Алиса в Зазеркалье, и этим рождается целый ворох смыслов, самые важные из которых это указание на то, что роман будет повествовать о становлении героя, а остальные добавите сами.Рекомендуется к прочтению всеми эстетствующими интеллигентами.
Рецензия с листочка: "Основная суть книги заключается в гоне на экзистенциальные темы и можно выразить, приведя анекдот: "-На самом деле самого дела нет, в самой деятельности заключена самость дела и наоборот. Наоборот будет оборот на, и таким образом, мы перевернем образ. Я не говорю уже о природе говоров вроде при уже... Вы меня понимаете? -Конечно. Дай еще затянуться".
343