Рецензия на книгу
Мой дедушка был вишней
Анджела Нанетти
Аноним13 мая 2013 г.Мой дедушка не был вишней. Скорее он был красками. Или холстом. Ведь он был художником. Сколько себя помню, он не расставался с красками и холстом ни на минуту. В те дни, когда мне не хотелось идти в садик, я спускалась этажом ниже к бабушке Капе и дедушке Герману и скромно становилась в коридоре у стены с печальным видом. И каждый раз после нескольких минут такого подпирания стены дедушка повторял одно и то же: «Чего застыла у стены, иди поможешь мне кисти промыть». И такие дни были самыми счастливыми днями моего детства. В такие дни дедушка ставил на мольберт чистый лист бумаги специально для меня. Он выбирал специально для меня самую тоненькую и самую мягкую кисть, брал мою руку в свою и показывал, как следует рисовать медведя.
А однажды он даже показал мне набросок к своей новой работе. Насколько я помню, дедушка больше срисовывал – либо с других картин (моя любимая в его исполнении «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкина много лет провисела у младшей дочери дедушки Германа), либо писал по заказу надгробные портреты. Но в этот раз всё было по-другому. В этот раз всё было по-особенному. Сколько я не силилась вспомнить, что же было изображено на той зарисовке, мне так и не удалось это сделать. К сожалению, дедушка не успел закончить свою собственную картину до смерти. Я тогда училась в 7 классе. Стоял холодный февраль, когда скромная процессия провожала гроб с усопшим в последний путь. Меня освободили от занятий в школе на несколько дней, и впервые я была этому не рада. Я помню, как мама позвала меня попрощаться с дедушкой. Он лежал на составленных в ряд стульях. Побритый. Причёсанный. Одетый в костюм. В жизни я никогда его таким не видела – он запомнился мне одетым небрежно (и порой неаккуратно). Однако какой бы он ни был, он был и остаётся моим дедушкой. И в этом несовпадении чувствовался какой-то фарс. Словно это всё не по-настоящему, словно это лишь часть какого-то неведомого мне спектакля, какая-то бутафория. Я помню то, как долго отрицала факт его смерти – всякий раз, спускаясь к бабушке Капе и потянув за ручку двери, я ожидала увидеть и услышать моего дедушку. На похоронах я не плакала. Я заплакала лишь тогда, когда спустя примерно год наш Дом культуры решил сделать выставку работ Германа. Они собирали его картины, опрашивали его семью (в том числе и меня), пытаясь установить точное количество нарисованных им картин. Именно в этот миг меня прорвало.
Что же стало с картинами? Абсолютно ничего – большая часть из них и по сей день украшает стены домов его дочерей, а также вдовы.
Рецензируемая книга воспалила в моём мозгу эти воспоминания. Я давно не обращалась к ним. Похоронила их в самом тёмном углу памяти.Эту книгу я выделила для себя за то, что у Анджелы Нанетти смерть практически начисто лишена негативной окраски. Она светлая и радужная. Ведь тема смерти – одна из тех скользких тем для обсуждения её с ребёнком, которая рано или поздно вызывает у детей кучу вопросов. И не так уж много книг, удачно раскрывающих затронутый вопрос. Мне приходит на ум лишь одна – Маленький принц , но там этот вопрос решён по-иному.
Отдельный интерес представляет оформление книги. Я, наверное, не настолько продвинутая в этом вопросе, однако я прежде не держала в руках книгу с толстыми, картонными обложками и жёлтым переплётом. Уже одно оформление цепляет глаз. Очень приятно держать её в руках.
Читайте детские книги. Читайте их, даже если вы сами уже давно не дети. Чтобы снова почувствовать себя ребёнком. Чтобы снова смотреть на мир детскими глазами. Чтобы решить свои нерешённые в детстве проблемы. Чтобы советовать их детям.
1433