Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Cruel Prince

Holly Black

  • Аватар пользователя
    Аноним23 февраля 2022 г.

    Мне не понравилось.

    Есть объективные причины, есть субъективные, но правда вот в чем: текст не разозлил меня, не разочаровал, не вызвал особых эмоций, он просто мне не понравился. Но – подробнее о причинах.

    Кажется, мне разонравился янгэдалт. Обычно я читаю такую литературу для отвлечения, потому что герои-подростки пафосные и тупые, и это весело. Здесь герои все еще пафосные и тупые, но это отчего-то не веселило меня, а доставляло дискомфорт. (Может, вопрос неподходящего настроения.) Все ситуации такие надуманные, такие очевидно подстроенные под главную героиню, что делается совершенно неинтересно. Перескажу некоторые сюжетные моменты.

    Главная героиня Джуд с сестрами в силу обстоятельств растет в мире фейри, дерется на мечах, учится в школе. С какого-то черта вдруг наследник престола приглашает ее стать частью своей шпионской сети. Почему? Только потому, что она человек (то есть, может лгать в отличие от фейри) и умеет владеть мечом (потому что ее растил генерал фейри)? У нее же нет никаких примечательных достоинств. Ну да, комбинация навыков хороша: будучи человеком, Джуд выросла в среде фейри; но первое же задание от принца требует от нее совершенно других навыков. Навыков, которыми она не обладает. Она недальновидная (как бы автор ни пыталась доказать читателю обратное), порывистая школьница с неопределенными желаниями и пространными амбициями, о какой серьезной работе вообще может идти речь. Джуд справляется исключительно чудом и авторской волей. Ко всему прочему, она еще и ворует книжку из резиденции принцев, в которую ее послали. Неужели на вещах фейри нет какого-то фейрского заклятия? Неужели владелец книгой не озаботился пропажей? Клептомания главной героини совершенно неуместна, необоснованна логически, потенциально опасна и нужна просто для создания сюжетных крючков, потому что иначе никак. Но в любом случае, на своей ответственной работе героиня продолжает пренебрегать здравым смыслом, отвлекаться на романтические перипетии (речь про угрозу короне, ау!) и полагаться на авось. (Принц, который выбрал ее в свой тайный штаб, очевидно, не очень хорош в стратегии и психологии, поэтому неудивительно, что его предают и убивают в итоге.)

    Еще один важный момент, который касается персонажей: Кардан. Принц, не претендующий на престол (хотя, три ха-ха, названия книг нам уже все проспойлерили). Именно к нему обращено название книги, «Жестокий принц», и это самая несправедливая вещь, потому что честное слово, принц Кардан – это самое доброе и забитое создание, которое есть в этой книге! История не богата на персонажей (тем более, на прописанных персонажей), но она все равно дает представление о местном контингенте, и если бедняга Кардан «жестокий», то все остальные, включая главную героиню, конченные мерзавцы и отморозки, от которых в ужасе сбегут адские черти. Кардан в этой истории – бедный/забитый/несчастный/сублимирующий/пьянствующий/какой-угодно-только-не-жестокий принц. Немного неловко, на самом деле. Но правда такова: он цепляется к главной героине в основном надменными взглядами, один раз пнул пылью ей на бутерброд и скинул в речку. На этом великая жестокость Жестокого принца ограничена. Для сравнения: один дружок Кардана пытался заставить героиню спрыгнуть с башни, пытался ее задушить, заставил ее съесть наркотический фейский фрукт; другой вовлек героиню в манипулятивные отношения на троих с ее сестрой-близняшкой, задурив голову обеим девушкам Это если говорить про злодеяния в отношении самой Джуд, но если посмотреть шире, то все становится еще интереснее. Потому что один из братьев Кардана спал с женой своего отца, а затем убил ее, когда узнал, что она от него беременна; другой его брат жестоко обходился с самим Карданом (типа, унижал и бил) и на церемонии коронации собственноручно убил свою сестру и своего отца, поспособствовал убийству брата и двух других сестер. Я не шучу: Кардан самое безобидное создание этой истории. Безобиднее него только Оук, которому семь. В этом замечательном зверском Эльфхейме, где убийство ничего не значит, Кардан единственный, кому принадлежит фраза:


    Я никогда никому не желал смерти.

    Его родственники – убийцы и насильники (такова большая часть фейри, как нам показывают). Главная героиня, когда ей заявляют, что она «не убийца», обижается и спешит немедленно кого-нибудь прирезать, но Кардан уверенно держится за свой принцип. Так что здесь он максимально пассивный и неагрессивный. Он отчаянно пьет алкоголь, и это, в общем, все, чем он занимается (и чем хочет заниматься в будущем). По ходу истории оказывается, что его и любимая девушка бросила. У бедняги наверняка еще было несчастное детство, он страдает от отсутствия любви и все такое. Так что все это представляет собой довольно унылое зрелище.

    В некотором смысле Кардан вообще-то даже довольно милосердный (милосердный в контексте ублюдочного мира фейри). Он не пытается причинить Джуд боль физически. Когда случился эпизод с фруктом, именно Кардан стаскивал с одурманенной героини зачинщика, именно Кардан пошел на радикальный жест, когда понял, что все может зайти слишком далеко, он спровоцировал одного из своих «подчиненных-друзей» увести Джуд домой. Он не говорил Джуд, что ненавидит ее, вообще ничего особенно обидного не говорил, героиня сама все выдумала и упивается своей выдумкой.

    Чем это все закончится в смысле отношений Джуд и Кардана понятно с самого начала, и это как-то слишком в лоб. История проседает по всем фронтам. Как романтическое фэнтези здесь все предсказуемо, и в первой части героиня пока что самозабвенно упивается мыслями в духе «ах, как я его ненавижу». Ко всему прочему, автор утопает в описаниях тканей и узоров, но не так и не дошла до описания видов фейри, чем они между собой различаются и что там за система дворов.

    Первые две трети книги чтение было скучным, потом – нелогичным, хоть действо внезапно и оживилось. Все это суммарно не вызывает у меня никакого желания продолжать.

    Содержит спойлеры
    20
    990