Рецензия на книгу
По ком звонит колокол
Эрнест Хемингуэй
Аноним22 февраля 2022 г.Финал разбил мне сердце
Начинала читать года полтора назад и бросила примерно на четверти книги, не потому что не понравилось, скорее отвлеклась на что-то ещё и не смогла вернуться в историю снова.
На этот раз: уже знала главного героя, имела к нему стойкую симпатию. Роберт Джордан — американец, учитель испанского, взявший академический отпуск на год, ныне добровольный участник гражданской войны в Испании, подрывник, получивший задание взорвать мост до начала наступления союзных отрядов. Для выполнения — заручиться поддержкой партизан.
Было интересно:
- удастся ли ему выполнить миссию;
- как поведут себя в опасной ситуации помогающие ему люди;
- как закончится история любви с Марией, девушкой, спасённой от фашистов партизанами.
Отдельно отмечу очень ярких, запоминающихся героев - как главных, так и второстепенных. Все герои вызывают отклик — они живые и противоречивые. Пабло — вожак отряда — хитрый, изворотливый, трусливый, жестокий и подлый, но умён и любит лошадей. Пожалуй, суть его противостояния с Робертом Джорданом в том, что он сразу понимает, чем может закончится вся эта их помощь со взрывом моста. Пилар — женщина Пабло — честная, прямая, сильная, не уклоняется от ответственности и обязанностей, берет под своё крыло Марию, её забота — смесь материнского чувства и зависти уже немолодой, несимпатичной женщины. Старик Ансельмо — проводник, честный, добрый, бывший охотник, но ему очень трудно убивать людей, много думает о совести и чести, на него можно положиться. Другие члены отрада Пабло не менее интересны — цыган Рафаэль трусливый, безответственный и недобрый, Агустин — сквернослов и любитель подраться, Примитово стар и несколько глуп, Фернандо, напротив, молод и горяч, разве что братья Эладио и Андрес несколько безлики. Симпатию и уважение вызывает вожак соседнего партизанского отряда — Эль Сордо, он же Глухой.
Помимо самого сюжета и живых героев не могу не отметить бесподобные любовные сцены между главными героями. Это нечто поистине способное заставить сердце трепетать. Ну и сама эта любовь - когда земля покачнулась, с самого первого мига, острая и всепоглощающая. И три дня - как вся жизнь. Это очень украсило эту историю.
Было интересно читать про матадора, с которым жила Пилар несколько лет до того, как сошлась с Пабло. Маленький, искалеченный итальянец, каждый раз преодолевает дикий страх перед выступлениями. Одновременно и жалость, и восхищение. И связь с ним очень хорошо раскрывает характер самой Пилар — она сильная, верная и самоотверженная. Понятно, что отдаст всю себя, если это необходимо.
Некоторые сцены очень хорошо соотносятся с историческими событиями и вызывают уйму противоречивых эмоций, например: захват Пабло родной деревушки и зверское убийство фашистов в ней; убийство фашистами родителей Марии и её последующее изнасилование; воспоминания Роберта Джордана о том, как он вытаскивал труп убитого и окоченевшего уже танкиста, чтобы занять его место в танке; осада и бомбежка фашистами второго отряда партизан под предводительством Эль Сордо. Ну и, естественно, сам взрыв моста.
Не понравилось: было скучновато читать про Мадрид и встречи с журналистом Карковым, хотя понимаю, что это было не зря — позже по тексту Хеменгуэй использует и Мадрид и журналиста в сюжете. Ну и безусловно, финал разбил мне сердце. Очевидный, остался элемент открытости, но всё там и так однозначно.
81,5K