Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Соблазнение минотавра

Анаис Нин

  • Аватар пользователя
    Аноним20 февраля 2022 г.

    Истерично о любви

    В книгах, которые мы причисляем к великой вечной литературе, автор всегда ведёт диалог с читателем на равных, давая ему возможность самому раскрыть для себя персонажа, понять и осознать его, дать ему оценку, вынести вердикт или подтвердить для себя его диагноз. В такой литературе читатель становится не только наблюдателем, но и психологом-любителем, где автор с каждой страницей подкидывает пищу для размышлений. Но никогда - намеренно и показательно. В этом и гениальность многих писателей, они сами не всегда осознают того, как четко выстраивают мысли и жизнь персонажа в логическую цепь событий: как милый и глупый Илья Ильич в "Обломове" И.А.Гончарова, с молоком матери впитавший сладко-пассивный образ жизни своей любимой деревни, живёт в ней до конца жизни, даже будучи за тысячи километров от нее. И читатель, наблюдающий за потугами Обломова "измениться", постепенно утрачивает надежды и осознает, что человек по-настоящему меняется только тогда, когда полностью переписывает свой сценарий жизни, перечёркивает и переобдумывает самого себя с колыбели. А на это идут далеко не обломовы.
    Популярный и болезненный вопрос "почему вокруг меня одни говнюки?" может раскрываться и в такой литературе, как "Дженни Герхард" Теодора Драйзера, где главная героиня упорно (настаиваю!) играет в ангела и терпит несправедливость и некрасивое к себе отношение даже от самых близких. И упорно делает вид, будто не знает, что главная цель окружающих ее демонов это развратить ангела и сделать его себе подобным.
    Но подобная литература требует анализа, труда читателя, сопоставления с жизнью. Ее не так легко назвать "психологичной", как сборник в описании.

    "Соблазнение Минотавра" Анаис Нин с ее "психологичным и возвышенным упрощённым подходом" является самым настоящим эмоциональным фастфудом для мозга человека, увлекающегося психологией. У Анаис Нин женщина стереотипно загадочна и непонятна в первую очередь для самой себя, на чем и держится весь сборник. Женщина, которая живёт "любовью", но эта любовь никогда у нее не складывается во что-то простое и понятное, потому что так ведь неинтересно, верно? В "Соблазнении Минотавра" и тысячи других подобных психологичных книг самые глупые персонажи, которые лучше удавятся, чем пойдут к психологу и признают собственную слабость.

    И вот этот самый душный мир высокочувствительных людей (в психологии они называются людьми с истерическим психотипом) живут эмоциями других, тонут в них, выплывают, задыхаясь, а потом окунаются в других, и так сменяя человека за человеком, "разочаровываются" в любви. А ведь всего лишь на одной консультации у психолога можно было бы понять, что нет никакой проблемы в любви, это ты - маленький взрослый ребенок и прекращай уже дышать маткой, это так не работает.



    "Алан говорит, что у меня красивые глаза, но я-то их не вижу, по мне это просто лживые глаза, и рот у меня лживый, ведь всего несколько часов назад меня целовал другой...Он целует губы, которые целовал другой, целует глаза, которые восхищались другим ... Стыд, стыд ..стыд...Ложь. Ложь."

    Драма. Драма. Больше драмы богу драм!

    В первой новелле "Соблазнение Минотавра" мы встречаем женщину-истеричку Лилиан, которая решила найти себя в жаркой Голконде, где людям абсолютно плевать на будущее: им подавай сегодняшний день с буйством эмоций, танцами и алкоголем. (Забавно, что мало какой литературный персонаж искал себя где-нибудь в рабочем городке, на заводе, с серьезными людьми. С каких пор танцы и инфантилизм теплых стран стали гарантией успешной рефлексии? Ах, да, "Ешь. Молись. Люби")

    Время, проведенное Лилиан в Голконде, подаётся поэтически: история говорит красками, вспышками цвета, далёким смехом. Хоть и кажется, что автор хочет дать этой новеллой надежду на счастье, она пропитана грустью и тоской. Голконда становится из города-радости городом обмана.
    Все персонажи романтизируют любовь как какой-то исцеляющий абсолют, божественную силу.Не важно, нездоровая это любовь, безответная или ещё какая - главное, любить, потому что больше никак люди не могут чувствовать себя живыми. Герои говорят друг с другом на языке Паоло Коэльо, что иногда даже смешит своей высокопарностью и глупостью.

    У Анаис Нин все персонажи неприятны, они неживые, они притворяются нормальными. Каждый будто уставший от жизни философ, давно не дающий людям оценку, но при этом радостно спасающий ближнего своего (о чем, конечно же, его никто не просил).





    "То ли от солнца, то ли от глубокой индейской иронии несчастье вызывало у них смех. Вероятно, какая-то религия, до сих пор неизвестная Лилиане? Как тогда на пляже, когда они смеялись, глядя, как тонет собака".

    Во второй новелле "Шпионка в доме любви", Анаис Нин будто теряется в своей роли писателя-психолога (хотя умение описывать проблемы ещё не означает их понимание) и решает на бумаге свои личные неприятности. Главная героиня Сабрина - классичесская женщина-огонь, которая на самом деле маленькая девочка, удерживающая жестоким обманом своего тихого мужа-папочку. И пока муж-папочка гладит по головке хорошую девочку Сабрину, та, стоит ей выйти за порог, начинает играть во взрослые жаркие игры с незнакомыми красавчиками и захлёбываться своей виной.
    И увы, читать серьезно это невозможно. Тяжёлый, истеричный текст, полный описаний противоречивых эмоций главной героини, где она то поклоняется луне, то пытается понять свою роль "женщины" и определить нужного "мужчину". И вся эта истерика приводит к совершенно неправильным и устаревшим выводам.

    Считаю, что рекомендовать такую книгу - это не жалеть чужого спокойствия. Увы, автор не догадывается, что существуют женщины, у которых нет таких проблем, как у ее героинь. Женщины, которым за бесплатно не сдались горячие самцы и пляжные романы. Да и в принципе люди, которые решают свои проблемы сами и спокойно.

    12
    337