Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гарри Поттер и узник Азкабана

Джоан Роулинг

  • Аватар пользователя
    Аноним20 февраля 2022 г.

    Продолжаю перечитывать HP в оригинале, и вот мои мысли

    У меня в голове обосновалось прочное убеждение, что первая и третья часть HP - самые интересные и яркие. Собственно, в этот раз оно тоже не разочаровало. Читал я HP ещё в виде ГП, в переводе Росмэна, почти 10 лет назад, а фильмы пересматривал последний раз около пары лет как. Что же изменилось с тех пор?

    Во-первых, у меня несколько прибавилось читательского опыта, а я, наконец, начал потихоньку читать на английском. В общем, это всё ещё одна из самых эмоциональных и крутых частей до сих пор. Но в этот раз у меня возникло несколько мыслей. Некоторые из них мягко-критические, а некоторые - просто размышления. Ничего совсем уж страшного, десятки я просто так не ставлю книгам, так что не стоит это считать прямо уж серьёзными недостатками. Поехали.

    Firebolt
    Прямо очень бросилось в глаза то, что такой большой упор был сделан на этой метле. Пара глав откровенной рекламной паузы - это было чересчур. Я понимаю, что хотела сделать Джоан - показать какой ценный и важный это предмет, чтобы добавить сентиментальности образу Сириуса. Но конкретно в этом моменте что-то странное выходит: получается, победил он (как всегда, это уже становится чем-то прямо заурядным. Ну победил и победил - он всегда так делает.) только благодаря какая СНОГСШИБАТЕЛЬНАЯ метла, что вся школа из-за неё на ушах. В чём посыл момента - хочешь победить в важном матче - прими в подарок ЛУЧШИЙ инструмент в своём деле.
    Я представил себе что я прихожу на метал-концерт, и тут гитарист достаёт МАЙОНЕС КАСТОМ ШОП ТРИ ТЫЩИ С ЗОЛОТЫМИ СТРУНАМИ и весь дал такой "вааау это МАЙОНЕС КАСТОМ ШОП ТРИ ТЫЩИ ну теперь он сыграет любое соло!"
    Забавно.

    Азкабан и Дементоры
    Вам не показалось, что для магического мира, где есть Cheering Charm и заклинание Забвения (которое было в прошлой части) очень странная исправительная система? В чём суть исправительных учреждений - в том, чтобы 1. изолировать преступника от общества, чтобы он не натворил больше бед, 2. перевоспитать его и выпустить здорового члена общества. У людей (маглов) просто нет таких способов влиять на психику людей, чтобы лечить их преступные склонности, поэтому, наша тюремная система (кроме какой-нибудь Скандинавии) наследуется исключительно от идеи просто сломать и испортить жизнь людям, которые совершили преступления. Ничем не лучше сжигания на костре, только разве что более буднично и без яркого фаер-шоу. Вот у меня возникло такое рассуждение: если магией там можно за недельку отрастить полностью исчезнувшие кости, влиять на настроение и память людей - почему преступников не исправлять?
    По сути, любой человек, попавший туда, по делу и без - подвергается самым ужасным истязаниям, которые в принципе есть в этой вселенной. По сути, даже нет смысла выпускать их после этого на волю.
    Мне кажется, это какой-то странный момент. Чему служит такой подход? Что приносит это обществу магов кроме утоления жажды мести? Нет, это конечно далеко не так ужасно, как российские настоящие тюрьмы и ФСИН, но тоже прилично.

    Язык, стиль и равномерность подачи
    Я заметил ещё по предыдущей части, что Ролинг пишет довольно схематично. Это ничего. Просто мы тут не ради шикарной прозы собрались, а ради красивой идеи, хорошего сюдета и любимых персонажей. Это ддд-дааа, но... хотелось бы побольше атмосферных, поэтичных моментов, живописности, трогательности что-ли. Там столько было моментов, что чувство "упущенной возможности" прям было очень сильным. Такой кадр, но описан он довольно обыденно, даже протокольно.
    И подача (passing, как это в русском?) Я ещё по предыдущей части заметил: идёт очень красивое и интересное начало, потомтекст остывает и у нас идёт приличная часть просто учебных будней, медленное хождение по кабинетам и классам, без особо-ярких моментов, а потом последняя четверть хлобысть - и оживает. МОжет я просто в принципе устал от этой темы всяких "школ" и вообще у меня отторжение перед академическим формальным образованием. Но, хотелось бы больше живости в середине.

    10
    494