Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Цемент

Фёдор Гладков

  • Аватар пользователя
    Ken-Loach16 февраля 2022 г.

    А победим ли мы на хозяйственном фронте?

    Роман «Цемент» был напечатан в 1925 году. «Цемент» явился первым большим произведением о героике хозяйственного строительства, созидательной силе социалистической революции, в котором по-новому был показан герой в его конкретном Деле, в его поступках, в героике и обыденности, небывалом размахе и богатстве его внутреннего мира.»

    А.М.Горький сразу же оценил роман: «На мой взгляд, это очень значительная, очень хорошая книга. В ней впервые за время революции крепко взята и ярко освещена наиболее значительная тема современности — труд. До Вас этой темы никто еще не коснулся с такой силой. И так умно.»

    В.В.Маяковский так отозвался:
    «Что годится,
    Чем гордиться?
    Продают «Цемент»
    со всех лотков.
    Вы
    такую книгу, что ли, цените?
    Нет нигде цемента,
    а Гладков
    написал
    благодарственный молебен о цементе.
    Затыкаешь ноздри,
    нос наморщишь
    и идешь
    верстой болотца длинненького.»

    Закончилась гражданская война, Глеб Чумалов возвращается из армии в свой родной городок со страстным желанием приступить к хозяйственному строительству. Его тут должны ждать жена Дарья и дочка Нюра. Глеб на это надеется: о нем не было никаких известий три года.
    Даша его встретила как чужого. Она работает в женотделе, вся в делах. Дочка Нюрка – в детдоме.

    Глеб осматривается, везде какой-то разлад:


    Напротив, через улочку, в каменном домике с открытыми окнами скандалил пьяный бондарь Савчук. Истерически визжала Мотя, его жинка.
    Глеб прислушался и оживился. Он поднялся и пошел к Савчуковой квартире. В комнате было грязно и смрадно. На полу были разбросаны табуретки и одевка. Жестяной чайник дрябло лежал на боку. И всюду была рассыпана мука. Мотя лежала на мешке с картошкой и прижимала его к груди, а Савчук, в разорванной рубашке, лохматый, рычал и колотил Мотю и кулаками и босыми ногами.

    В прошлом Глеб работал на заводе, был рабочим слесарного цеха. Теперь он видит свой родной завод и думает: «— До чего же довели, окаянные!.. Расстрелять мало мерзавцев… Не завод, а гроб…» Разруха.
    Но вот Глеб попадает в машинное отделение и удивляется: как тут все ухожено. Это постарался, вероятно, на одном лишь энтузиазме друг детства – Брынза.


    Глеб ласково гладил блестящие части машин и поглядывал на Брынзу с пытливым удивлением и надеждой.
    — До чего же у тебя, друг, живая организация — уходить неохота! И до чего же опаршивел завод… и до чего же люди опаршивели!.. На кой черт торчишь ты здесь, если завод — пустой сарай, а рабочие — бродяги и шкурники?..

    Вообще в романе очень много странных фамилий, такое ощущение, что Гладков стремился писать очень оригинально:
    Чумалов, Жидкий, Мехова, Жук, Лухава, Громада, Лошак, Ивагин, Брынза, Пепло, Борщий, Бадьин, Шрамм, Салтанов, Губатый, Суксин, продкомиссар Хапко. Лишь было несколько фамилий привычно звучащие.

    Глеб приходит регистрироваться в завком, там тоже видит разруху:


    …вы свои башки растеряли и из рабочих сделались шкурниками. Меня не возьмешь голыми руками. Пожалуйста, горланьте, клеймите брюхом — мне не обидно: я еще вас не объел… Но мне стыдно от такого разложения у вас. Это — хуже предательства. Вы очумели, товарищи… Ну, вот пришел я… Куда пришел? К себе. Думаете, бездельничать буду, как вы? Нет-с. Драться, не щадя сил. Вы думали, я подох? Нет-с, воевал и буду воевать… Партия и армия приказали мне: иди на свой завод и бейся за социализм, как и на фронте…

    В семье тоже разлад, не получается найти к жене подход:


    Когда он бросался к ней, взбешенный страстью, она рассудительно и сердито приказывала:
    — А ну, подожди!.. Стой-ка! Одну минутку!
    И эти холодные слова отшибали его, как пощечины. А она оскорбленно упрекала его:
    — Ты во мне, Глеб, и человека не видишь. Почему ты не чувствуешь во мне товарища? Я, Глеб, узнала кое-что хорошее и новое. Я уж не только баба… Пойми это… Я человека в себе после тебя нашла и оценить сумела… Трудно было… дорого стоило… а вот гордость эту мою никто не сломит… даже ты, Глебушка…
    Он свирепел и грубо обрывал ее:
    — Мне сейчас баба нужнее, чем человек… Есть у меня Дашка или нет?.. Имею я право на жену или я стал дураком? На кой черт мне твои рассуждения!..
    Она отталкивала его и, сдвигая брови, упрямо говорила:
    — Какая же это любовь, Глеб, ежели ты не понимаешь меня? Я так не могу… Так просто, как прежде, я не хочу жить… И подчиняться просто, по-бабьи, не в моем характере…
    И уходила от него, чужая и неприступная.
    Она сняла повязку и бросила се на стол. Стриженые волосы рассыпались, и каштановые косицы упали на глаза. Стала она похожа на мальчишку. А смотрела она на Глеба как-то сверху вниз, с умной снисходительностью, и улыбалась.
    — Ну, хорошо, Даша. А если я завтра пойду в детдом к приведу Нюрку домой? Что ты на это скажешь?
    — Пожалуйста, Глеб. Ты — отец. Ухаживать я за ней не могу — некогда. А если хочешь быть нянькой — сиди с ней. Буду очень рада.
    — Но ведь ты же — мать, С каких это пор ты превратилась в кукушку? Бросила ребенка черт его знает куда, а сама носишься высунув язык…
    — Я — партийка, Глеб. Не забывай этого.

    И вот Глеб с Дашей пошли в Детский дом имени Крупской проведать дочь. Там обстановка не лучше, чем везде: «лица их издали казались мертвенно-исхудалыми». «С веранды увидел Глеб детишек, которые рыскали в кустарниках, в чаще чахлых деревьев. Кучками барахтались в земле — рылись жадно, торопливо, по-воровски, с оглядкой. Копают, копают — рвут друг у друга добычу. А вон там, у забора, детишки копошатся в навозе.» Упоминаются тут же «земляные работы».
    Интересен диалог с заведующей:


    — Ваша Нюрочка — славная девочка…
    Это сказала заведующая, юркая мышка, пестренькая, в искорках, ускользающая, с золотыми зубами.
    Даша смотрела мимо нес, и лицо ее опять стало сурово я жестко.
    — Что — Нюрочка… Здесь все — одинаковые. Все должны быть славные…
    — Да, конечно, конечно!.. Мы делаем все для пролетарских детей… Теперь пролетарские дети должны быть центром нашего внимания. Советская власть так много заботится…
    У Глеба заскрежетало в челюстях.
    «Брешет. Надо обследовать, какой здесь элемент».
    А потом полились жалобы, жалобы, жалобы…
    И на жалобы Даша тоже отвечала строго и неприветливо (такого голоса раньше не слышал Глеб):
    — Не плачьте, пожалуйста, товарищ завдомом! Вы покажите дело, а не плачьте. Плакать — это еще не суть важное…
    — Ну, конечно, конечно же, товарищ Чумалова!.. С вами так хорошо и весело работать!..
    Даша ходила по всем закоулкам, нюхала, задавала вопросы, Не утерпела — толкнулась и в комнаты персонала.
    — Вот это та-ак… Почему же стулья, кресла, диваны в этих чуланах? Тут и цветочки, и картины, и статуи… и всякое такое… Я же говорила: нельзя отнимать у детей… Это — безобразие!.. Разве им плохо подчас поваляться на диванах и на коврах? Так нельзя!..
    — Видите ли, товарищ Чумалова… вы правы, конечно… Но воспитательская практика… Это — вредно: развивается лень… всякая пыль и зараза…
    В глазах заведующей дрожали иголки, а Даша, не глядя на нее, говорила тем же голосом, с красными пятнами на щеках:
    — А наплевать мне на вашу практику! Наши дети жили по-свински… А сейчас — побольше им света, воздуха… и мягкую мебель и картины… Все надо дать им, что можем… Обставить, украсить клуб… Им надо есть, играть, любоваться природой. Нам — ничего, а им — все: зарежь, удуши себя, а дай!.. А чтобы не ленился персонал, надо загнать его в драные чуланы… Вы мне, пожалуйста, не заливайте глаза, товарищ завдомом: я понимаю, кроме вашей практики, и кое-что другое…

    Нюра останется в Детском доме. Она будет чахнуть, и потом умрет.

    Глеба назначают секретарем заводской ячейки. Главная задача Глеба – запустить завод. Он будет бороться с бюрократией, простит своего давнего личного врага (старый инженер, который сдал его в прошлом «белым»), специалистов не хватает – общее дело превыше всего.


    Глеб целые дни проводил в заводоуправлении. Спецы, давно уже присланные из совнархоза, все еще не изучили сложной системы хозяйства. Все они были прилизаны и бледны от опрятности, все — бритые по-английски, А что они делали за своими дубовыми бюро, почему говорили в полуголос и полушепот — трудно было понять. Они оглядывали Глеба (так его оглядывали и в совнархозе), а на его вопросы отвечали странными словами, сквозь дым папиросы. Глеб не понимал их, а слышал отчетливо только одно слово, которое возненавидел давно: промбюро.
    На ячейке по его докладу решили: потребовать подробный доклад заводоуправления на общем собрании рабочих. Сам же Глеб до изнурения изучал положение дел — взвалил на себя добровольную каторгу — разобраться в цифрах, в нарядах и планах. Он обалдел в первые дни, и работа пропала впустую — ничего не понял в мусоре цифр и таблиц. На вопросы учтиво отвечали бритые спецы, умело скрывая насмешку и презрение вприщурку. И с этими бритыми спецами Глеб сам был учтив, сам говорил в полуголос и в полушепот и задавал дурацкие вопросы, которые вызывали у них улыбку, а другие вопросы, над которыми думал по ночам, тревожили спецов, ставили их в тупик, и они отвечали только одно:
    — Промбюро… Совнархоз… Главцемент…

    Начальство по ночам пьянствует. «Иногда они засиживались до рассвета, а что они делали в комнате Шрамма — никто не знал, только по утрам уборщицы Дома Советов видели бутылки под столом, выметали шкурки от колбас и коробки от консервов, и утренний воздух комнаты смердил окурками и дрожжами.»
    Несколько ночей подряд повадился дежурить у дверей человек кавказского типа – Цхеладзе. Когда-то он храбро партизанил, а теперь, босой, в зашарпанной гимнастёрке он подслушивает у дверей. Когда он слышит приближающиеся шаги из глубины комнаты, он отходит от двери. Обычно какой-нибудь разомлевший человек выходит из комнаты в уборную и его почему-то не замечает. А однажды открыл дверь и поймал его продкомиссар, не зря - фамилия Хапко. Хотя, подозреваю, что он ее оправдывает немного в другом смысле. Хапко поднял шум, но вышел предисполком и всё разрулил:


    — Товарищ Цхеладзе, иди домой. Завтра ты получишь командировку в дом отдыха. Тебе надо немного подбодриться. Ты видишь: я не делаю секрета из своих поступков, и тебе нет надобности устраивать наблюдение за товарищами. На этот счет у нас дело поставлено превосходно, и кустарничать нечего. Иди! Видишь, я не скрываю от тебя: согрешили.

    Цхеладзе, вероятно, собирал информацию по собственной инициативе? Не сказано, зачем он шпионил. Вообще, в романе очень много недосказанности. Много вопросов остаётся. Ну ладно, Цхеладзе, впрочем, производит впечатление тронутого умом. Он ещё раз появится: когда его исключат из партии, он публично пустит себе пулю в лоб.

    Достаточно уделено места в романе о чистке из партии. Тут опять всё из рук вон плохо:


    — Врешь, Жидкий, ты сам боишься этой чистки. И я боюсь. Ничего не боюсь, а этого боюсь. Очень вероятно, что Сергей будет исключен. Где у тебя сила помешать этому?..
    Жидкий раздраженно выпрямился.
    — Он не будет исключен. Почему — не ты, не я, а он? По каким признакам? Интеллигент?.. Это — ерунда… Это — не мотив… У нас есть возможности к протесту, если бы это случилось. Работы комиссии идут безобразно — исключают по ничтожным мотивам. За эту неделю исключено уже до сорока процентов ответработников и почти такой же процент рядовых членов. Вот, например, Жук… рабочий… А мотив: склочник и деклассированный элемент…

    Итак, наступил день чистки. «Члены комиссии были из других организаций. Двое в солдатских шинелях и картузах. Третий — портовый рабочий, похожий на татарина, партизан.»
    Глеб был четвертым в составе комиссии.


    — Товарищ Громада… ваша автобиография?
    — Моя ахтобиография такая, товарищ… Как рабочий пролетарий с малых лет, но как нас великолепно экплуатировали капиталисты, дискутировать тут нечего…
    — Когда вступили в партию?
    — При советском режиме, так что по учету время — год.
    — А почему не вступал раньше?
    — А какой шкет идет в объявку мастером преждевременно?.. Вы, товарищ, заводским не были шкетом? Пройдет шкет выволочу в три этажа и так и дале… ну, и научится жарить.
    — Я спрашиваю: почему поздно вступил в партию?
    — Так я ж и доказываю: как есть наш враг — несознательность… и так и дале… но в Рекапе вступил скоровременно… зря не дискустировал…
    — В красно-зеленых не был?
    — Быть не был, товарищ, но с горами дело имел. За горами не был, а в горы братву и белых солдат уснащал… и так и дале… Мы с Дашей вместях винты нарезали…
    — Значит, в красно-зеленых не был. Предпочитал сидеть дома и ждать погоды…

    — Можете идти… Кто хочет сделать какое-нибудь заявление насчет товарища Громады?
    — Громада?.. Хо, Громада — козырь!.. Громада себя не жалеет… Совсем подыхает, а закручивает активно…

    Что значит «Мы с Дашей вместях винты нарезали…», я не понял. Но из контекста известно, что Даша тайно сотрудничала с красными, значит, вероятно, имеются ввиду совместные действия в пользу красных.

    Следующий кандидат:


    — Товарищ Сергей Ивагин!
    Встал. Шаг, два, три… Остановился. Так просто и тревожно… Говорилось само собою. Слышал свой голос, а видел чужой нос, твердый, как клюв.
    — Скажите, тот полковник, который недавно расстрелян, — ваш брат? Вы с ним часто виделись до его расстрела?
    — Два раза; один раз у постели умирающей матери, а другой — когда мы вместе с товарищем Чумаловым схватили его как сигнальщика.
    — Почему же вы не постарались помочь арестовать его после первого вашего свидания?
    — Очевидно, не было повода.
    — Почему вы не ушли из города в восемнадцатом году вместе с Красной Армией, а остались у белых? Разве вы были гарантированы от расстрела?
    — Нет, какая же гарантия? Я в бегстве не видел особого смысла. И здесь можно было работать.
    — Так. Вы тогда ведь не были коммунистом? Ну, тогда понятно.
    — Что понятно? Какой смысл в этом вашем «понятно»?
    — Товарищ, я не обязан отвечать на вопросы. Мы не устраиваем дискуссий. Вы — свободны.

    И этот вычищен.

    В конце романа происходят следующие события:


    Конец октября обрушился событиями.
    Ночью 28-го был арестован Шраммпою немедленно отправлен в краевой центр. В эту же ночь были произведены аресты среди спецов совнархоза и заводоуправления. А 30-го партийцы взбудоражились: Жидкий отзывался в распоряжение краевого бюро ЦК, Бадьин назначался краевым предсовнаркомом, предчека Чибис перебрасывался куда-то далеко в Сибирь.

    Шрамм, явно, был врагом социализма (заслужил); Жидкий, кажется, - положительный персонаж; Бадьин – очень хитрый, лавировал между Шраммом и Глебом, бабник (об этом было известно многим), (повезло прохвосту); предчека Чибис – очень странный персонаж, отправлен «далеко в Сибирь» - не знаю, наказание, или, наоборот, там более серьезные дела? Много непонятного у Гладкова!

    Заканчивается произведение торжественным митингом и пуском завода.

    Чтение сего романа для меня был сродни купания в болотце. Всё, что там происходит, оставляет неприятное послевкусие. Учитывая, то, что это первое художественное произведение о революционных свершениях, напрашивается вопрос: зачем этот новый мир показывать так непривлекательно? Здесь, безусловно, есть и правда, но в целом – это не типичная история в масштабах страны.

    Ещё хотелось бы коснуться «оригинального стиля» Гладкова:


    И море за заводом струилось миражами от мыса к мысу. От города, с той стороны залива, и от завода в бухту тетивою натягивались два мола с маяками на концах. И видно, как к заводу и пристаням необъятно струились полукружия зыби и раскладывались у берегов снежными бурунами.
    Глеб шел по тропе, смотрел вниз, на завод, слушал низинную застоявшуюся тишину, со сверчковым переливом ручейков, и чувствовал, что он стал тяжелым, покрытым каменной пылью.
    И очень далеко, в лощине, разрезая каменные отвалы и заросли молодого леса, стекающего с гор, вползал на подъем красной гусеницей товарный поезд: четко чеканились маленькие кубики с черными квадратами дверей и играли спицами колеса.
    Под парапетом жирным потоком льется пунцовое полотнище, и огромные белые буквы горят весенними цветами:
    МЫ ПОБЕДИЛИ НА ФРОНТАХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОИНЫ — МЫ ПОБЕДИМ И НА ХОЗЯЙСТВЕННОМ ФРОНТЕ.

    И ещё ужасно раздражали подобные словечки:


    Из-за горы бездымные верхушки труб прозрачно ХРУСТАЛИЛИСЬ пустыми стаканами.

    Каменоломни радужными террасами СТУПЕНИЛИСЬ вниз, в ущелья, и исчезали в буйных зарослях молодого леса.

    Воздух ВОДОПАДНО ревет в обметанной пылью воронке, плещется косматым вихрем, толкает и ВСАСЫВАЕТ В ТРУБЯЩЕЕ жерло.

    А Лизавета только один раз ТОЛКНУЛА ВЗГЛЯДОМ Глеба, а потом больше его не замечала.

    САРАЙНО пластались лабазы вплоть до вокзала, и далеко, на упорах предгорья, древними башнями глядели омшелые вышки элеватора.

    Потухло электричество на заводе и в казармах, задохнулись от пыли гудки — тишина и БЕСТРУДЬЕ заклохтало, захрюкало деревенской идиллией.

    И уже не было в нем обычной тяжести и властного бесстрастия: был он строен, кряжист, с упругими мускулами и упрямым ПОСТАВОМ головы.

    Стальные канаты ПАУТИННО наматывались и разматывались на желобах ободий.

    Глеб растрогался. Даша взяла его за руку, КИСТЬ В КИСТЬ, и молча пошла рядом.

    По ступенькам поднялись на широкую бетонную площадку. Она была ровная и КОЛОКОЛЬНОЗВОННАЯ.

    — Иван Арсеньич!.. Иван Арсеньич!.. Я так рада… Сергей Иваныч!.. Я так рада!
    И КРЫЛАТО подбежала к старику. Взяла его под руку и пошла вместе с ним, как дочь, с СЛЕЗНЫМ СИЯНИЕМ в лице.

    Горы, мерцающие медью в изломах, в фиолетовой мгле, КОЛЫБЕЛЬНО качаются — плавают в море.

    Сразу подошел к умывальнику и мылся недолго, но обильно. С полотенцем в руках стал у окна (окно было открыто всю ночь). В комнате было холодно, и от этого было бодро и УПРУГО на душе.

    Зачем выдумывать какой-то новый язык в русской литературе? Есть же высочайшие образцы, стремись к ним! А это, как минимум, есть извращение!

    Содержит спойлеры
    13
    1,1K