Рецензия на книгу
Матренин двор. Один день Ивана Денисовича. Цикл "Крохотки"
А. И. Солженицын
Аноним14 февраля 2022 г.Встреча как подарок судьбы
Советский Союз. Трудные пятидесятые годы двадцатого века. Из мест заключений начинают возвращаться те, кого позднее будут называть незаконно репрессированными. Один из них - учитель математики Игнатьич, который после десяти лет сталинских лагерей и поселения в знойном Казахстане, наконец, получил возможность перебраться в среднюю Россию. Вот-вот исполнится его незатейливая мечта - "затесаться, затеряться в самой нутряной России", в средней полосе - "без жары, с лиственным рокотом леса". И такое место он нашел на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы - в деревне Тальново. Правда, лес уже вырубили, продали в Одессу, а на его месте построили поселок с уродливым названием Торфопродукт. "Ах, Тургенев не знал, что можно по- русски составить такое!- с горечью восклицает автор. - Вот куда завела меня мечта о тихом уголке России". Он не может скрыть, как тяготит его казенное, равнодушное отношение как к природе, так и к родному языку...
И все-таки приглянулось Игнатьичу одно местечко в деревне - " две - три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и выходили на берег гуси, отряхиваясь". Там и стоял дом, в котором Игнатьич встретил человека прекрасной души - шестидесятилетнюю колхозницу Матрену. Изба была большая, когда-то построенная для большой семьи, а жила в нем одинокая больная женщина. Но именно такого человека - доброго, бескорыстного, с чуткой душой- уже, было отчаялся встретить Игнатьич. Только он понимал душевную красоту Матрены. Он ценил такие, практически, незаметные проявления ее деликатности, как попытка не шуметь во время приготовления завтрака (а нужно было встать в четыре-пять часов утра, затопить печь, принести воды), что картошку покрупнее она оставляла жильцу, себе же брала помельче. И все с улыбкой, с доброй присказкой.
А ведь тяжелая жизнь колхозницы мало располагала к добродушию: двадцать пять лет проработала Матрена "за палочки", а когда тяжело заболела и не смогла работать на государство, ей сократили приусадебный участок - единственный источник пропитания для крестьянина. Пенсия ей не полагалась, а чтобы получить пенсию за мужа, не вернувшегося с войны, ей пришлось собирать справки и носить их в собес, находившийся за десять километров от Тальново. "А там то секретаря нет, то печати нет, то не на той бумажке расписались" - известная бюрократическая волокита равнодушных к простым людям мелких "начальничков". Поэтому и живут колхозники, как их предки при крепостном праве, питаясь картошкой и брусникой, воруя торф и сено, за которые можно получить реальный срок... Кроме того Матрена не может отказать односельчанам, которые, пользуясь ее добротой, зовут то картошку копать, то огород вспахать. И делает она это бесплатно, так как ей совестно за помощь просить деньги. Не может она отказать и деверю Фаддею, который потребовал у нее горницу, обещанную воспитаннице Кире (дочери Фаддея). Горницу когда-то пристроил к дому сам Фаддей, будучи еще женихом Матрены. Их разлучила Первая Мировая война. Фаддей на несколько лет пропал без вести, оказавшись в плену. А когда вернулся, Матрену уже выдали замуж за его брата Ефима. .. Долго не мог он простить Матрену, но впоследствии согласился младшую дочь Киру отдать ей на воспитание (шестеро детей, которых родила Матрена, умерли во младенчестве, а муж не вернулся с Отечественной войны).
И так же, как была Матрена беззащитна перед государственной машиной, теперь она становится жертвой жадности родственников. Но, как и всегда, она не ропщет, а спешит помочь перевезти горницу в Черусти, куда вышла замуж ее воспитанница. Помогая перетащить горницу через рельсы, она погибает на железной дороге...
Поминая Матрену, ее сестры и подруги нелестно отзываются о покойной. ..А в чем же она была неправа? "Не гналась за обзаводом... Не выбивалась из сил, чтобы купить вещи и потом беречь их больше жизни; не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев...чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно".
И только Игнатьич по-другому взглянул на жизнь Матрены, рядом с которой жил и он, и соседи, и родственники: а ведь она-то и "есть тот самый праведник, без которого , по пословице. не стоит село, ни город, ни вся земля наша". И встречу с Матреной до конца своих дней он будет считать подарком судьбы, ведь благодаря этой встрече, он вновь уверовал, что существуют на земле и совесть, и правда.3288