Рецензия на книгу
Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)
Михаил Булгаков
Аноним14 февраля 2022 г.... и нет ничего нового под солнцем
Каково это, предать свои убеждения, свернуть с начертанного тебе пути? Видеть, как бумагу поедают язычки пламени. Изворотливые буквы, ранее выведенные с таким жаром и страстью, отдаются огненным саламандрам, теряют связь друг с другом. И единственный наблюдатель сего зрелища – писатель – нервно подергивает пальцами, как бы призывая время работать быстрее. Быстрее – быстрее, чтобы плод бессмысленных суждений или великий, но неуместный шедевр, был уничтожен! Чтобы утихла дрожь сожаления, вспыхивающая в такт с фонтаном ослепительных искр!
Михаил Булгаков в своем знаменитом романе отразил буквально всю свою жизнь и наиболее острые переживания. Однако за повторением сцены с уничтожением рукописей скрывается нечто большее, масштабнее – переживания за настоящее и будущее России...
«Мастера и Маргариту», как и «Собачье сердце», я читала в рамках школьного изучения творчества Михаила Булгакова. Первое знакомство с романом состоялось шесть лет назад, и оно было проведено в качестве эксперимента. Тогда мне пришло книжное озарение, в руки начали попадать книги, по-настоящему отзывающиеся у меня в душе. Но вот после романа Булгакова остались белые пятна как в подробностях сюжета, так и в смысловой нагрузке. Да и вообще, что можно самостоятельно понять в двенадцать лет? За прошедшие шесть лет случилось много интересного: любимая учительница по литературе упоминала «Мастера и Маргариту» чуть ли не на каждом уроке (когда роман является одним из любимых, трудно сдержаться), и совсем недавно, как раз во время прохождения Булгакова, наткнулась на экранизацию с Ковальчук, которая знатно подогрела интерес к перечитыванию книги.
Никогда мне не было так грустно расставаться с персонажами! Сначала хочешь побыстрее добраться до встречи Мастера и Маргариты, потом до бала Сатаны, потом до развязки, а в конце страдаешь и внутренне негодуешь – куда мчалась сломя голову? Ну не могла немножечко растянуть удовольствие? А восторгаться тут есть чем! Во-первых, сатирическая окутывающая дымка и некоторая театральность и комизм происходящего. Все в романе не так, как обязано быть на самом деле. Князь тьмы не склоняет людей к совершению грехов, а наоборот, воздает каждому по справедливости. Надо бы жителей Москвы пожалеть, ведь такую трепку от Воланда получили! Но нет, есть желание добавить от себя подзатыльник и пару ехидных острот. Михаил Булгаков умеет предать философскому роману игристости шампанского. Если подумать, Дьявола логично рассматривать в негативном ключе, когда он наказывает провинившихся, и в положительном ключе, если его длинные руки не касаются честных и благородных людей. И вправду, «он – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Многогранность романа не поддается воображению. Писатель собственноручно создает четвертое измерение, объемное пространство, и приглашает тебя внутрь. А в голове танцуют фигуристые узоры калейдоскопа... то библейские мотивы, то история любви Мастера и Маргариты, то похождения Воланда и его свиты по советской Москве. Кружится голова, теряется ощущение реальности. Нет! Наоборот – все скрытое встает на свои места.
Читать главы о суде Иешуа Га-Ноцри и душевных терзаниях Понтия Пилата было труднее всего. Главная заноза – отличие от остального текста по стилю: нет той самой блестящей искринки, отсутствуют красочные описания, все выдержано и поставлено в стойку «Смирно!». Во время себя одергиваешь на мысли: «Ну, ведь с библейских сюжетов и вытекает история человечества, здесь рождаются муки совести, борьба с внутренними демонами, истинная отвага и доброта. Нужно держать глаза открытыми!». Занимательно, что всех известных персонажей Библии Михаил Булгаков сделал более человечнее и понятнее нам с вами. Образ Иисуса, который, несмотря на одиночество и отсутствие каких-либо чудес в жизни, намного больше тебя цепляет, заставляет поверить в эти сюжеты, поверить в неоднозначность людей и самоотверженность Спасителя.
Обзор советской Москвы – та часть романа, с которой можно оторваться на полную катушку. Тем более, где вы еще найдете таких безбашенных гидов) Настолько колоритных и эмоциональных персонажей, как Воланд, Бегемот, Азазелло и Коровье, нужно еще поискать! Внутренний исследователь с толстенной лупой успел прошерстить всю информацию об именах героев, их истории и подводных камнях, познакомиться с празднованием Вальпургиевой ночи и многое другое. Что касается нравов москвичей того времени, то... удивляться в принципе нечему, но посмеяться лишний раз не помешает. Мне кажется, квартирный вопрос, баловство женщинами, взяточничество и всякие нечистые помыслы, просто в крови у людей. Но больше всего добил дом Грибоедова... Литераторы, где же ваши искания поэтической музы? Где ваше писательское свободомыслие, писательская честь, в конце концов? Пошлость момента просто зашкаливает. Люди, коим писательский дар был дарован свыше, полдня откушивают в богатом ресторанчике на первом этаже и думают, как бы побыстрее отхватить дачу или отправиться на отдых, что для этого требуется на этот раз настрочить. Так метко попасть в болевую точку... браво! Представляю, как ужасно себя чувствовал в такой литературной среде сам Булгаков. Золотая рыбка среди бесчувственных пираний.
И бескрайним мостом тянется, пересекая вечность, любовь между Мастером и Маргаритой. Их первая встреча просто волшебна, окружена аурой таинственности черных и желтых оттенков. И даже букет из мимоз такой неоднозначный и уникальный одновременно по своей символике: мимоза – неизменность и постоянство, желтый цвет – расставание и разлука. Влюбленные не знают понятия скоротечности чувств, любовь не поддается каким-либо объяснениям или точным определениям. Но одно сказать точно можно – это самое великое чудо из покон веков, связывающее людей воедино. Именно глубокие чувства Маргариты к Мастеру спасли последнего от отчаяния и прозябания в психиатрической больнице. В полной мере показана огромная сила любви. Маргарита совершает безумные вещи, чтобы только вновь увидеть любимого человека (чуть ли не продает душу дьяволу и становится ведьмой). Она не легче Мастера переживает за судьбу романа о Понтии Пилате, то есть, взваливает часть ноши на свои плечи. Перед любовью такой силы, в особенности, бесстрашием Маргариты, склоняется и добро, и зло.
Михаил Афанасьевич Булгаков не смог вполне насладиться писательской жизнью, ветер большевизма клонил его от назначенного курса то в одну, то в другую сторону. Печатать произведения никто не соглашался, по словам писателя за десять лет из всех рецензий критиков были только три положительные. Ошибочно мнение, что талантливый писатель как бы отделен от других людей, у него особая миссия – изменить мир словом. Но, если все против тебя, то даже самая яркая идея будет задушена на корню. Булгаков призывает не изменять своим идеалам и стремлением, не переставать внимать голосу разума, даже если тебя игнорируют книжные издатели, или грызет страх за потерю уже нажитых благ. Данный мотив проскальзывает в биографии Михаила Афанасьевича и находит отражение в самом главном его романе.
Часто видела «Мастера и Маргариту» в качестве любимой книги у читателей, но свое твердое оценочное мнение пока не могу сформировать. Однозначно, я нахожусь под огромным впечатлением, и, видимо, для того, чтобы эта книга отпечаталась на сердце, стоит вернуться к ней еще не один раз в более зрелом возрасте. А стоит ли ее относить к любимым или нелюбимым книгам? Мне кажется, роман Булгакова относится к категории книг «вне пространства», которые содержат в себе непоколебимые философские истины и богатую атмосферу. Эта книга – на века. Стойкая, непоколебимая, бесконечная, как и ее автор.
Содержит спойлеры4569