Рецензия на книгу
Иуда Искариот. Повести и рассказы
Леонид Андреев
Аноним4 мая 2013 г.Авторские сюрпризы начались прямо с обложки. Предсказуемо ожидала увидеть классического дядечку с бородой, а в итоге узрела импозантного мужчину – Роберта Дауни-младшего начала XX века. OO
Мое знакомство с Андреевым началось еще в Средней школе на уроках литературы. Как сейчас помню, разбирали мы только две вещи: «Иуду Искариота» и «Большой шлем». И эти небольшие зарисовки составили такой яркий контраст со всем, что изучалось в школьной программе до этого, что фамилия автора отпечаталась в моем сознании на годы. И вот спустя n-е количество лет, мне выпала возможность познакомиться с автором вновь в рамках книжно-клубной встречи. И очень вовремя я считаю!)Леонид Андреев оказался чрезвычайно интересной личностью, первой ласточкой русского экспрессионизма. За свою, увы, не слишком долгую жизнь писатель неоднократно пересматривал собственные взгляды, что только открывало новые грани его таланта и неожиданные темы для творчества. В разное время он писал о социальных проблемах, критическом подходе к человеческому разуму, спиритуализме и религии, светлом будущем революции, ужасах войны XX века и отказе от революции, требующей стольких жертв.
Но давайте перейдем непосредственно к книге. Сразу оговорюсь, что абсолютно все повести и рассказы Андреева сильные и насыщенные в смысловом отношении. В сравнении друг с другом, конечно, какие-то будут послабее других. Но в целом все до одного произведения этой книги не оставят равнодушным даже самого привередливого читателя.
Первую часть сборника составляют повести:
Жизнь Василия Фивейского
Нелегкая жизнь выпала отцу Василию. Несчастья преследуют его одно за другим и не видно им конца и края. Выдержит ли его вера все коварные удары судьбы? Читайте) Подводя итоги по этой повести я бы отметила уникальный образ священника, который пытается подойти к вере не просто с точки зрения присутствия внутреннего ощущения, но и с точки зрения разума. Отец Василий анализирует все происходящее в его семье, выслушивает прихожан и делает определенные выводы. Очень сильный образ и еще более сильная развязка.Иуда Искариот
Предполагаю, что многим эта повесть знакома не понаслышке. Действительно ли Андреев - первый автор переосмысливший легенду об Иуде Искариоте, неизвестно. Но первый среди русских – почти наверняка. Сюжет широко известен в наши дни и знаком почти всем, даже если повесть вы не читали. Поэтому не будет большим спойлером приоткрыть завесу литературной тайны. Итак, по Андрееву Иуда Искариот – предатель только формально, с точки зрения стороннего взгляда. На самом деле он единственный из учеников
Христа понимает учителя правильно (если можно так выразиться). И предательство его вполне логично проистекает из сложившихся обстоятельств. Как и то, что он единственный следует за Христом. Вот кстати здесь я бы немного поспорила с автором. Во-первых, самоубийство – грех. А во-вторых, если бы Иуда остался жить, то стал бы мучеником, скитаясь по земле и подвергаясь гонениям со стороны верующих. Так что, как видите, толкований и прочтений может быть много. Но сам образ Иуды, как самого смиренного и искреннего ученика Христа обрисован Андреевым очень интересно и неординарно. В какой-то момент я даже невольно провела параллели с Булгаковским «как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»Красный смех
Ооо… Об этой повести я готова говорить бесконечно. Так получилось, что она по смыслу и настроению совпала с моим дипломом и продемонстрировала мне неизвестные ранее стороны вопроса. Повесть формально посвящена русско-японской войне 1904-1905 годов, а фактически – образу «войны 20-го века».
Благородство и правила ведения войны ушли в прошлое. Вместо ноты с объявлением войны – неожиданная ночная атака. Вместо шахматных сражений на поле боя – окопная война с применением отравляющих веществ. Вместо обмена пленниками – концлагеря. И так далее. Нет места ни благородству, ни жалости в этой войне. Нечем гордится в этой войне. Нечем хвастаться в этой войне… Убежать подальше и забыть, как страшный сон. И не сойти бы с ума.
Именно об этом пишет Андреев в начале 20-го века, опираясь лишь на сводки о погибших, доходящие с фронта. Он, сам того не зная, в красках предрекает надвигающееся будущее. Спустя 10 лет после выхода повести начнется Первая Мировая война…
Не пожалейте своего времени и прочитайте обязательно. Это великолепный и яркий образ нашего с вами прошлого и, не дай Эру, будущего…Рассказ о семи повешенных
Для меня эта повесть стала самым запоминающимся и идейно наполненным произведением сборника. Автор предлагает нам провести последние несколько дней с людьми, приговоренными к смертной казни. Всего их семеро. Двое - состоявшиеся убийцы и пятеро – нигилисты, собиравшиеся подорвать одного из министров. У каждого из них есть своя история. И у каждого из них есть своя дорога к эшафоту. Кто-то взойдет на него с улыбкой и верой в будущее, а кто-то утратит искру жизни еще в камере.
Честно скажу – без слез не обошлось. Но оно того стоит. С самой первой главы о министре под названием «В час дня, ваше превосходительство». Просто прочтите.Мысль
Повесть «Мысль» относится к категории «критического подхода к человеческому разуму». Рассказ идет от первого лица и в лице главного героя автор размышляет о тонкой грани между остротой разума (мысли) и безумием. Очень эффектная, жесткая повесть. Заставляет задуматься о том, как часто мы самобманываеся в жизни и даже не замечаем этого. Цитаты (№1,№2)Жили-были
Достойная внимания повесть, но слегка потерявшаяся на фоне остальных. Представляет собой риторические размышления о жизни и смерти, их взаимосвязи и неизбежности.Так было
Последняя повесть сборника. Квинтэссенция революционных взглядов автора. Несмотря на прикладной, узнаваемый сюжет (революции, убийства царской семьи), опять же является в первую очередь абстрактной картиной, применимой к любой другой стране в подобных обстоятельствах. Очень жесткая, местами язвительная зарисовка, которая, издевательски посмеиваясь, приводит нас в исходную точку повествования. Так было… Так будет…Несмотря на свою малую форму рассказы Андреева нисколько не теряют в своем смысловом и экспрессивном содержании. Постараюсь пробежаться по ним вкратце.
Баргамот и Гараська, Петька на даче, У окна, Случай, Ослы – бытовые зарисовки о жизни простых людей. Любопытные фрагменты из жизни, когда устоявшаяся жизнь неожиданно нарушает предсказуемый порядок вещей, и человек сталкивается с необычными для себя обстоятельствами. Мельком – тоже бытовая зарисовка, но более статичная, проникнутая тоской по пролетающей мимо героя красивой и насыщенной жизни.
Полет Рассказ о летчике, единении с небом, абсолютной свободе. Остро напомнил Крапивинский «Ковер-самолет». Очень тонкий, трогательный и чувственный рассказ. Пробирает до слез.
Большой шлем – поднимает вопросы хрупкости бытия и равнодушия к окружающему миру. А вот Нет прощения рассматривает ту же недолговесноть существования с другой стороны – необходимости что-то после себя оставить. Будь хотя бы пара строчек в дневнике, своего рода овеществление индивидуальности.
Христиане – забавная повесть об иронично обыгранных постулатах христианской религии. А вот Иван Иванович – неприятное воплощение материалиста, заботящегося о своем пальто больше, чем о человеке.
Город Великолепная зарисовка агорафобии такой близкой и знакомой любому человеку, живущему в крупном городе. Можно только молча поаплодировать автору, как точно, ярко и осторожно он схватил саму суть проблемы.
Правила добра – рассказ с мистическим уклоном. Как черт учился добру у священника. Великолепные образы и характеры, по-настоящему живые и правдоподобные поступки черта, несмотря на ирреальность персонажа. Браво!)
Он – целиком и полностью мистическая повесть с открытым финалом. Готический антураж, впечатлительный лирический герой, странная семья и ночной посетитель. Зарисовка, достойная Мейчена. Очень-очень напомнила именно его.Подытожим. Андреев – уникальный писатель для своего времени. В его произведениях каждый откроет что-то для себя и вполне возможно найдет связи с любимыми ему авторами (Булгаков читал, без вариантов). На мой взгляд, писатель даже несколько опередил свое время, потому что схожие ему мысли у других литераторов скорее близки к середине века, нежели к началу. Сюжеты и образы, воплощенные Андреевым настолько яркие и запоминающиеся, что после завершения книги мне не пришлось листать ее, чтобы восстановить в памяти прочитанное. Такое не забывается. Более того, все, написанное автором, находит живой отклик в душе и вдохновляет переосмыслить как литературные предпочтения, так и жизнь в целом.
Спасибо автору за эти пронзительно прекрасные мгновения!
ИТОГО: Временами так и хотелось сквозь столетие крикнуть: «Вы
поетепишете великолепно!» Без оговорок советую всем. Произведений у Андреева много. Каждый вне всяких сомнений найдет что-то для себя!)P.S. Я на полном серьезе хочу шеститомник Андреева на полку. Чтобы закопаться по уши и не вылезать)
P.S.S. Может Дауни-младший сыграет Андреева в экранизации? ** Это было бы очень круууто!22250