Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Du Mauriers

Daphne Du Maurier

  • Аватар пользователя
    Аноним14 февраля 2022 г.

    Не устану повторять, что Дафна Дюморье - автор ох какой "неровный". И эта семейная сага по следам реальных событий, к сожалению, не дотягивает до изящного психологизма и безукоризненно выверенного саспенса "Ребекки", "Моей кузины Рейчел" и "Козла отпущения". Она не влюбляет в себя, не заставляет прочитать "ещё одну страничку, а потом спать!", но всё равно вышла очень милой, домашней, ностальгичной.
    Основываясь на фактах из семейной истории, Дюморье пишет о двух породнившихся семействах своих предков. И вот, на корабле, плывущем из Англии во Францию, впервые пересекаются два семейства: одиозная любовница герцога Йоркского Мэри-Энн Кларк со своими детьми Джорджем и Эллен и вдова Бюссон-Дюморье с младшими Луизой, Аделаидой и Луи-Матюреном. Через несколько лет эти семейства встретятся в Париже и породнятся, дав продолжение древнему роду и совершая массу ошибок, из которых, собственно, и состоит человеческая жизнь.

    Не первой молодости и красоты, высокомерная Эллен и ветренный мечтатель Луи-Матюрен сошлись на почве музыки. Практичность Эллен уступила романтическому чувству, и новоиспечённое семейство Бюссон-Дюморье пошло по жизни с вечно протянутой рукой. Протянутой в сторону преимущественно собственной родни, которая по добросердечию вынуждена была тянуть инфантильного Луи, возомнившего себя изобретателем, его нудную жену с перманентно поджатыми губами и их отпрысков - Джорджа, Эжена и Изабеллу. Луи желанием содержать семью не отличался, перебиваясь займами и инвестициями введённых в заблуждение богатых покровителей, а Эллен считала зарабатывание денег занятием, недостойным её социального статуса. В результате супруги почему-то считали, что родственники поголовно им что-то должны. Таким же вышел и младший сын. Зато когда старший встал на ноги и захотел жениться, мать была очень недовольна тем, что деньги его будут теперь уходить на молодую жену и детей, а не на неё саму и дочь-бесприданницу.

    В общем, Бюссоны-Дюморье хлебнули типичных проблем родовитых семейств, переживших революцию. Но, в отличие от многих обедневших графов, предпочли довольствоваться плодами чужого труда. В частности, выживали за счёт ренты старушки-скабрезницы Мэри-Энн Кларк, с которой не очень-то любили общаться.
    Родители из наших героев тоже вышли так себе - тут тебе и обесценивание, и навязывание своих ожиданий, и манипулирование... Ну, всё как в жизни - роман всё-таки документальный.
    Тем не менее, читается эта история очень ровно, не задевая каких-то важных струн в душе. Если что-то и вызывает живое сопереживание, так это судьба Луизы, с её трагически смешным браком, который продлился несколько часов и с пресловутым религиозным воспитанием, которое не позволило ей даже в это, уже более свободное от предрассудков время, развестись с горе-супругом и попытать счастья в новых отношениях. Вместо этого она становится компаньонкой и нянькой в семье подруги, протежирует непутёвого брата, становится безотказным ангелом-хранителем и просто кошельком для его семьи, доживая свой век в монастыре. Казалось бы, уже в зрелом возрасте замаячила перспектива наконец-то связать свою жизнь с достойным человеком и всё-таки узнать, что такое любовь и счастье... но нет, он женится на молодой. Это ли не горькая участь? На таком фоне безумно раздражает Эллен, которая видите ли, давно не ела сахара и не пила вина. Впрочем, Эллен в принципе всю дорогу безумно раздражает.

    Душой я отдыхала на повествовании о Кики - Джордже. О его творческой, детской душе, о его страсти к искусству и творческих поисках, о его бережно пронесённых через всю жизнь воспоминаниях о детстве в Париже, о его нежном отношении к семье.

    Роман читать достаточно интересно, но особой вовлечённости не возникает. Как и любви к героям, отчаянного сопереживания, безусловного желания прямо сейчас прочесть другие книги о предках писательницы. Любопытно, ровно, мило, спасибо, до свидания.

    10
    517