Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тошнота

Сартр Ж.П.

  • Аватар пользователя
    Аноним3 мая 2013 г.

    Обычно своё мнение по поводу «классики» я предпочитаю держать при себе. Этому меня «научил» Гарольд Пинтер:


    Я вроде бы уже просил тебя отложить Шекспира хотя бы на некоторое время? Разве ты не понимаешь, что я это делаю для твоего же блага? Я же тебе объяснял, что тебе пока ещё страшно далеко от того уровня, когда можно говорить о понимании его текстов «..» Ты выглядишь смешно. И не только смешно, но и жалко. Убого. Говорил я – отвяжись ты от него, ну не дано тебе судить о нём так, чтобы ты сама при этом не выглядела смешно и глупо, потому что из сотни людей в лучшем случае двое способны о нём судить, а ведь я говорил тебе – сначала поучись, и сколько раз я тебе объяснял, что эта тема действительно очень сложная, что нет ничего плохого в том, если ты не готова её обсуждать…


    С тех пор избегаю необоснованно хвалить, либо критиковать прочитанное. Но это не значит, что нет желания разобраться.
    Экзистенциальная литература всегда производила на меня довольно неоднозначное впечатление. Я с переменным успехом кое-что прочла у Камю, я в восторге от «Стены» Сартра. И уже давно собиралась ознакомиться с «Тошнотой». Предвкушала долгожданную «подпитку мозга», ожидала откровений в духе «Степного волка», надеялась на приятное времяпрепровождение, в конце концов.
    Моим ожиданиям не суждено было осуществиться. Сартр бесцеремонно, без обиняков, плюнул в сторону моего эстетического вкуса. Я месяц (!) была не в силах одолеть «Тошноту». Читала максимум по 5 страниц в день. В очередной раз – что происходит всё чаще – усомнилась в адекватности собственного восприятия общепризнанных произведений литературы. Для верности просмотрела статью в «Wikipedia», прочла хвалебные отзывы. Я для себя уяснила, что…


    «Тошнота» — самое известное из художественных произведений французского философа, писателя и эссеиста Жан-Поля Сартра. Некоторые критики называют «Тошноту» самым удачным романом писателя.


    Славно. Сейчас меня вывернет наизнанку. А именно такое впечатление произвела на меня история Антуана Рокантена. Скучны его измышления по поводу маркиза де Рольбона. Противны его ничем не заполненные будни. Невыносима его бесконечная саморефлексия. Само его существование бессмысленно и бесполезно. Как и любое существование вообще, даёт понять автор. Оно окружает нас каждый день – в словах, вещах, действиях. Обрекает на выбор, свободу, одиночество. Неопредмеченное, всенаправленное начало, в котором, поистине, нет ни малейшей необходимости. Результат воления, эволюции, постмодерна – чего угодно, только не необходимости.
    Сартр – непревзойдённый мастер своего дела. Он сумел выявить концентрат существования и облечь его в слова. Я не могу сказать, что мне понравилось, не могу назвать результат романом в полной мере – в нём нет сюжета, и, тем не менее, он внушает глубокое уважение. Это чистая, неразбавленная экзистенция. Абсурдная, бессмысленная, разлагающая.
    Не сложно понять, почему Антуана Рокантена тошнит от страха при одной мысли о неизбежности подобного «бытия». Сартр исподволь, по обыкновению тонко, сквозь призму неприязни и отвращения подводит нас к боязни праздного существования, призывает наделить смыслом свою жизнь. Ведь экзистенциализм – это, по сути, гуманизм.

    4
    35