Рецензия на книгу
From Here to Eternity: Traveling the World to Find the Good Death
Caitlin Doughty
Аноним10 февраля 2022 г.Смерть пугает и завораживает одновременно. Многие не прочь пощекотать нервы в музее Гуанахуато или на кладбище Фонтанелле в Неаполе. Да и у нас в городе подземные ходы под католическим костелом и древним замком открыты для желающих ознакомиться с горками черепушек, развалившимися от старости гробами с останками и романтической могилой молодой польской шляхтянки Магдалены Талызиной. Но то чужая, далекая смерть, а вот близкая... В семье, кругу друзей, собственная в конце-концов, вселяет ужас почти во всех. Поэтому и чтение на "смертельную" тему является весьма привлекательным. Я не исключение.
Уже вторую книгу подряд (первой прочитала Кейтлин Даути - Когда дым застилает глаза. Провокационные истории о своей любимой работе от сотрудника крематория ), автор размышляет об отношении к смерти в современных США. Центральная мысль - нынешняя развитая цивилизация не хочет знать о смерти ничего. Соприкосновение "максимально минимизируется". Покойного забирают из места упокоения так быстро, что родные и опомниться не успевают. Ни о каких ритуалах прощания, а тем более омовения или одевания, и речи быть не может. Доходит до того, что люди считают пребывание в доме покойного незаконным, хоть это и не так! Зато выгодно. Всех за большие денежки забальзамировать, напудрить, накрасить, зарыть или кремировать. Желательно без постороннего присутствия.
По-моему, мы становимся похожими на них. Все чаще желание родственников самим организовывать скорбное предприятие вызывает недоумение, а визитка хорошо зарекомендовавшего себя похоронного бюро, много раз была пущена в ход среди знакомых и друзей. Покойных из дома пока что не уволакивают через полчаса, но время прощания и опыт непосредственного контакта сократилось однозначно. Воспользовавшись подобным сервисом, я была приятно удивлена. А вот теперь думаю - не приведет ли подобный путь к крайнему отрицанию и бездушному упрощению? До такой степени, что родные не знают время кремирования усопшего? Конечно, сильны и сельские традиции с бдениями или суточным парастасом, какой служат на католической папиной родине. Но и похоронный бизнес набирает обороты...
Кейтлин Даути пропагандирует простую мысль - западная система неправильна, поставлена на поток и бездушна. Поэтому автор путешествует по миру с целью изучения разного опыта. Интересно, одобрила бы наш? Рассматривается индонезийский подход с его традициями периодического доставания, очищения и переодевания мертвых родичей, мексиканские семейные традиции, в которых связь с усопшим бесконечно сильна, "бедных Йориков" в Боливии (прикольно, по-растамански как-то), передовой японско-буддистский опыт (здоровский, по моему), хотя и там проблем предостаточно. Описывает эксперименты по использованию открытых ритуальных костров (круть, как по мне), созданию экологичных кладбищ, даже кладбищ-компостов. Мне кажется, что наши традиции захоронения без бальзамирования близки именно к ним.
Книга попала ко мне вовремя. Чем старше мы становимся, тем сильнее волнует тема. На работе даже ведем полушуточные дискусии, кто как хочет упокоиться. Сошлись во мнениях, что в городе отчаянно не хватает крематория. Потому что все боятся того, что именно происходит с телом. Автор "Уйти красиво" заставила крепко задуматься - правильно ли это. Пожалуй, я бы предпочла скорее стать компостом, чем бесполезным выхолощенным пеплом, не годящимся даже на удобрения... И поэтому несколько примирилась с отечественными похоронными традициями..16166