Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним9 февраля 2022 г.Ветер с моря дул, книгу я читала
Нет, ну написано шикарно, конечно. Подозреваю, что и сам Мисима писал красиво до безумия, но и Чхартишвили расстарался и перевел таааак, что ум за разум заходит, до чего красиво и поэтично сие повествование. Читаешь и наслаждаешься, читаешь и созерцаешь, читаешь и представляешь... Ментолово-серебристый ковыль, изгибистый на легком ветру, легкий этот бриз солено дующий с моря, пристань, местами тухло пованивающая лососем, темные мшистые скользкие камни на берегу, невысокие холмы чуть поодаль, чьи склоны покрыты лиловыми и синими анемонами, мелко-щебенистые дорожки, ведущие вверх, и, конечно, состарившаяся трехэтажная пагода мореного дерева, покрытая золотом, такая мирная, такая притягательная, обещающая покой и убежище... но покой она обещает только мне, а вот Мидзогути она
Так и лезет в голову, тварь такая, она слишком, слшком, нет, СЛИШКОМ красивая, с такой красотой невозможно сосуществовать, рядом с такой красотой чувствуешь себя уродом, полным, конченым уродом, да еще и заикаешься, невозможно же высказать свой звук такому уроду, ведь тебя заметят, и заметят, что ты урод, нет, УРОД, просто ЗАМЕТЯТ. Такие пагоды не должны жить, таких храмов не должно строить. Убить. Убить. Уничтожить.
Мисима очень красиво и, кажется, очень точно показал ход мыслей безумца. Поначалу было не очень понятно, но чем дальше, тем яснее, что повествование идет от лица очень больного психически персонажа. А зная биографию автора, я как-то автоматически раздумывала и о психическом здоровье самого Мисимы, и знаете, что-то я не уверена в этом самом его здоровье. Пересказывать не буду, но есть в его истории страшное. Темное. Возможно, хорошо, что Мисима смог вылить это на бумагу, а не претворять это в жизнь, хоть он и претворил в итоге, но направил на себя. Ок.
История сожжения культового буддисткого храма в Японии от лица "герострата". Не то, чтобы он хотел остаться в истории, хотел, скорее, уничтожить красоту, которая, как он считал, мешала ему жить. И эта история уничтожения слишком правдивая, слишком достоверная. Боже, а я не хочу находиться в чужом больном мозгу, я ненавижу книги, написанные от лица маньяков, психопатов, преступников. Мне плохо там, мне дурно там, я крайне плохо переношу больные мысли, не переношу совсем, памагити. Быть может, это что-то говорит обо мне, но читать Храм было как копаться в чужих говнах. Помыться не хотелось, но настроение понижало сильно.
Можно много говорить о многослойности Храма, о многоликости героев, о двух друзьях ГГ, белом и черном,и как они имперсонируют все хорошее в герое и все плохое в герое, и как показательно умер белый друг, после того как герой не смог себя реализовать себя с женщиной (из-за Храма жеж! встал Храм, а не ..й ) Но. Чтобы наслаждаться многослойностью и многоликостью, неспешностью и болезненностью этой книги, нужно обладать, мне кажется, неким особым филологическим складом характера. Ну там, радоваться, находя подсмысл смысла, а то и смысл бытия трепещащего листа, летящего ночным товарняком мимо Фудзи. Я таким складом характера не обладаю, а потому радоваться листу не смогла, более того, я ужасно скучала, за ним наблюдая. Когда ж ты упадешь уже на землю, сцуко. Примерно так я говорила. Ну не так, по-другому говорила. Говорила, листая страницы: "Жги, Мидзогути, жги, падла, жги быстрее!" И еле дождалась.
PS А еще с Мидзогути Акунин слизал Декоратора ( ну ладно, написал по мотивам) в цикле про Фандорина. Помните, как маньячина раскрывал женские тела проституток, утверждая, что изнутри (кишками наружу) все красивы? Целых пару абзацев тут нашла на эту тему,а потом мне кликнуло, что я уже где-то такое читала. А ну и вот!
1013,2K