Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Евгений Онегин

Александр Пушкин

  • Аватар пользователя
    Аноним9 февраля 2022 г.

    Онегин, добрый мой приятель… Я не любительница поэзии, но даже меня Пушкин не могут оставить равнодушной, - если бы для русского языка существовал некий поэтический эталон, то он бы мог быть создан только им и никем иным. Чистая простота его слога, сочетающаяся с неисчерпаемым богатством, поражает, и хотя бы за одно совершенство форм можно назвать роман гениальным. Поэта, равного Пушкину, в России не было и, скорее всего, никогда не будет.
    По поводу “Евгения Онегина” сказано много слов, существует множество исследований. Я рекомендую хотя бы что-то почитать или послушать, потому что наш мир уже совсем не похож на мир 20-ых годов 19 века и нам понятны далеко не все детали, а также для того, чтобы иметь больше литературного контекста. Пушкин велик не просто своим поэтическим даром, который мы можем оценить безо всякой помощи, - он велик также и своим новаторством. Русская литература возникла позже европейской, долгое время ограничивалась исключительно религиозной или исторической тематикой, была полна переводов и пересказов. Дворянство говорило по-французски. Пушкин ввёл нас в золотой век русской словесности, вдохнул в русскую литературу новую жизнь, подарил ей самобытность, освободил от необходимости оглядываться на французов и англичан. “Евгений Онегин” - центральный роман не только в творчестве Пушкина, но и во всей русской литературе. Символично, что он содержит в себе множество имён великих прошлого, от античности до 19 века, отсылки на другие произведения (история с умирающим дядюшкой перекликается с историей народной легенды о Фаусте, а “самых честных правил” уже использовалось Крыловом в басне “Осёл и мужик”); роман также изобилует подробностями Пушкинского настоящего - что ели, куда ходили, что делали, кого читали и что смотрели, - но в то же время и уходит в будущее. Пушкин использует много приёмов, которые ещё только будут развиваться. У него есть кинематографические переходы от описания мелких деталей до общего плана, введение автора как полноправного участника сюжета, смешение реальных и вымышленных персонажей (в романе, помимо самого Александра Сергеевича, упоминаются и другие реальные люди, в то же время там присутствует, например, Буянов - герой поэм дяди Пушкина, Василия Львовича). Само письмо Татьяны к Онегину - дерзость, в том числе и для литературы. Намётки нелинейного повествования - роман начинается с пресловутого дяди, к которому мы возвращаемся только через десяток стихов. Открытый финал романа. В этом смысле автор опередил своё время, и то, что мы сейчас уже не воспринимаем это как что-то новое - частично и его заслуга.
    Роман не всегда серьёзен (и это ещё одна причина, по которой Пушкин у нас ассоциируется с солнцем - он не просто велик, но весел и жизнелюбив). “Евгений Онегин” изобилует ироническими деталями, дружескими или ядовитыми насмешками. Чего стоят крестьянки, которые поют песню, чтобы доказать господам, что они не едят малину. Но некоторые шутки нам не так легко считать. Например, Татьяна бежит от Онегина через всю усадьбу, через лесок, через речку, и мы не так сразу можем понять, что это не просто короткий путь по участку из пары соток, а внушительная пробежка на много километров. Некоторые шутки существует прежде всего для друзей автора, Пушкин подтрунивает над современниками и явлениями, которые их окружали.
    Конечно, книга не просто рассказывает простенькую любовную историю. Образ Евгения можно трактовать по-разному. Пушкин сам в начале написания романа находился в сплине, и можно подумать, что через Онегина он довёл эту хандру до предела, создал своего рода тёмную версию себя, которая, конечно, впоследствии совершенно отделилась от автора (и это отражает также и смену взглядов самого автора). С другой стороны, наш герой - явный западник, и через него Пушкин демонстрирует порочную, на его взгляд, природу этого течения. Ему противопоставляется “славянофильская” Татьяна, которая живёт в деревне, знает, что такое честь и преданность, и никогда не станет изменять мужу, которому “отдана и будет век верна”. Если поднять уровень пафоса, то можно сказать, что Онегин олицетворяет всё материалистическое, не-созидательное, эгоистичное, пустое, что есть в мире, ест, пьёт, предаётся плотским наслаждениям, в целом - потребляет, но не создаёт, образ вполне современный даже сейчас. В этом можно увидеть отдаление человека от божественного замысла, эдакую аллюзию на последствие первородного греха, - вкусив запретный плод, он получает знание, но хандрит, страдает, не способен на продуктивный труд, становится убийцей, в итоге теряет возможность взаимной любви. Убивает он при этом не просто человека, а юность, душевный порыв, поэзию в лице Ленского. Но при этом сам Пушкин воздерживается от однозначных оценок той или иной стороны. Он не может не видеть, что Евгений пуст, но всё же он способен на некоторые правильные поступки, и самому Пушкину знакомы и игра страстей, и усталость от жизни, он понимает, что мир не прост, а вот наивность и неопытность Ленского вызывает насмешку. В этом романе сам автор балансирует на острие ножа.
    Также Онегину противопоставлена правильная, “патриархальная” Татьяна. Даже если она сначала кажется неумной или наивной, в конце правда остаётся на её стороне. Финал романа обычно трактуется как восхваление идеала женской преданности. Однако мне кажется, что Татьяна также и понимает, что Евгений не изменился по-настоящему, что порок и эгоизм всё ещё сидят в нём, и он принесёт в её жизнь только страдания или бросит, едва добившись благосклонности. Даже если бы её муж умер, она вполне могла бы отказать Онегину снова. Интересно, что Пушкин подтрунивает над увлечением Татьяны мистикой, но при этом сам был суеверен, - и не даром говорил, что у Татьяны несколько женских прототипов и один мужской. В целом, это ещё раз показывает, что герои не поддаются однозначной оценке, и не являются ни статистами в банальной любовной драме, ни картонками с надписями “зло” и “добродетель”.
    В общем, конечно, читать и перечитывать. Надеюсь, у читателей этот роман будет вызывать не только неприятные воспоминания о школьных уроках литературы, но и радость от соприкосновения с гением.

    4
    268