Рецензия на книгу
Крысиный король
Чайна Мьевилль
tbheag9 февраля 2022 г.Я гражданин крысиной республики, и это мой город
Дебютный роман Чайны Мьевиля, вышедший в далёком 1998 году и ставший предвестником его более позднего и зрелого «Город и город» (2009), понравится далеко не каждому читателю. Для любителей триллеров-детективов здесь слишком много городского фэнтези, для любителей фэнтези — слишком много социально-философского подтекста и левых идей (автор, как известно, придерживается социалистических и антимонархических взглядов).
Скорее всего, не понравится «Крысиный король» и поклонникам творчества Нила Геймана. Мало того, что проза Мьевиля напрочь лишена геймановской наивности, так даже элементы ужаса и «натуралистичность» здесь совсем иного уровня (если вас смущали некоторые описания в той же «Коралине» Геймана, то для знакомства с крысиным королём, «герцогом сточных труб», заранее запаситесь противорвотным средством). Кстати, замечу, что сериал «Никогде» по сценарию Геймана, в котором тоже исследуется тема «параллельного», «другого», «нижнего» Лондона, вышел в 1996 году, за два года до «Крысиного короля», а «Американские боги» и «Сыновья Ананси», в которых, как и у Мьевиля, действует мифический паук Ананси, были написаны уже в 2001 и 2005 годах.
Через три года после выхода «Крысиного короля», в 2001 году, крысолов-дудочник появляется и на страницах романа Терри Пратчетта «Изумительный Морис и его учёные грызуны», и именно с пратчеттовской пародией и хочется сравнивать роман Мьевиля. Обе книги — пусть не по форме, но по сути — близко сходятся в том, что касается исследования гуманизма и человеческой сущности, отличия и сходства поведения человека и крысы. С одной стороны, животные «не причиняют себе боль», «не врут» и т.д., а с другой — человек способен на самопожертвование ради своих друзей, а также на отказ от личной выгоды в пользу общественного блага. Мьевиль, в то же время, провозглашает одну из главных своих идей: в каждом из нас есть свободная воля, не скованная традициями или наследственностью (родился я крысой или человеком, в конечном счёте «я то, что я делаю», т.е. выбор, кем быть, всегда остаётся за нами).
Лучшие страницы романа посвящены музыке, а именно — джанглу. Новомодная музыка, конечно, понимается здесь не буквально, но как метафора глобалистических тенденций, общества потребления и всего, что убивает индивидуальность и уничтожает всё человеческое. «Если ты не танцуешь под мою музыку, тебе не место в моём мире», — заявляет дудочник. В то же время «жадность, алчность и воплощение нарциссизма могут очаровать любого». Несмотря на то, что политические взгляды автора, а также его отношение именно к такому направлению, как джангл, далеко не во всём совпадают с моими, само описание мелодии, сэмплов и битов, а также работа музыканта, композитора и диджея описаны в романе выше всяких похвал, так, будто Чайна Мьевиль сам всю жизнь провёл либо за клубным пультом, либо с инструментом в руках.
Финал романа больше похож на политический манифест: «пришла пора революции», «не подчиняться монарху, а верить в свой народ» — вплоть до буквального «свобода, равенство и братство». Но точно так же, как главный герой говорил о себе: «Я не сумма своих половин», можно сказать и о самом романе, что он не является простой суммой перечисленных выше компонентов (марксистской концепцией права под видом бодрого детектива-триллера с элементами ужаса и мистики). Сам Чайна Мьевиль определяет свою прозу как weird fiction («странная фантастика»), и каждый поклонник его творчества, в меру своей фантазии, видит в его книгах что-то своё.
8758