Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним28 апреля 2013 г.Борьба с долгостроем и длится долго!
И вот я прочитала эту книгу. Пока я шла от библиотеки до дома с Гюго подмышкой, в голове прочно засела песня Belle, и я, радостно насвистывая ее, представляла себе это произведение таким, каким оно казалось после просмотра мюзикла: много романтики, самоотверженные герои, все красиво, Париж и т.д. Какого же было мое разочарование, когда из всего моего «списка мечт» в полной мере был изображен лишь… Париж. Тот грязный, вонючий, лживый и жестокий Париж XV века. Описание быта и плотских забав жителей – это самое мерзкое, что доводилось мне прочесть, во всяком случае, в этой книге. «И где романтика?», негодуя вопрошала я мертвого писателя. И правда, где? Но загвоздка в том, что… К сожалению, не всегда то, что ты хочешь, воплощается. Когда я осознала это, то подумала, что поставлю книге троечку, да успокоюсь. Но за что, спросите вы. Разве мастерство автора и необычность сюжета меркнут перед несбывшимися ожиданиями половозрелой тетки(ну ладно, не тетки, но почти)? … Но это было не самое жестокое разочарование.
Сама история «любви» оказалась на редкость мерзкой и циничной. Я (дурра наивная!) представила себе расстановку сил следующим образом: Герой и Рыцарь красного знамени солдатик, эгоистичный и злой священник и какого-то лешего оказавшегося в этой истории горбуна. Цыганка любит солдатика, солдатик любит цыганку, а эти двое им все время мешают, хэппи энд. Да только дело все в том, что солдатик (который,к слову,офицер) – мелочный самодовольный упырь, который жаждал юностью и неопытностью девушки; горбун, несмотря на свою внешнюю некрасивость и убогость, искренне любит девушку и спасает ее от передряг, а священник…. По поводу его я не ошиблась.
Хотелось бы остановиться на Квазимодо. Что мы ждем от него? Горбун, глухой, почти слепой, не видел материнской ласки, да, в общем-то, никакой ласки не видел. Но в то же время он гораздо человечней, чем те персонажи, которых я описывала выше. Любовь к Эсмеральде – это единственный лучик света в его жизни, позволяющий как-то волочить его жалкое существование. Признаться, я почти расплакалась, когда после того, как он спас Эсмеральду, сказал ей что-то вроде: «Вы можете не смотреть на меня. Просто слушайте».
И то, что после смерти Эсмеральды, он, по сути, отказался от жизни и умер в ее последней обители, прижимая ее к себе, как нельзя лучше говорит о том, что каков бы ни был человек внешне, в душе он может быть самым прекрасным и добрым человеком на всем белом свете.Конечно, я сейчас могу говорить об этой книге бесконечно :) Но в силу того, что читать бесконечные рецензии не комильфо, расскажу еще всего об одном эпизоде, который не оставил меня равнодушной. В начале книги рассказывается о женщине, которая обрекла себя на вечное существование в «одиночной камере» - неком выступе, где прятались и жили до конца своих дней страдающие. Эта женщина заточила себя в камеру по следующей причине: будучи юной когда-то, она родила прелестную дочку, которой посвятила всю себя. Но в один далеко непрекрасный день в Париж пришел табор цыган украл ее дочь и оставил вместо нее – кого бы вы думали – Квазимодо. И ужасающие подробности Средневековья: цыгане несчастную девочку сожрали (Ну, если Гюго считает, что цыгане едят людей, не мне его в этом переубеждать). С тех пор женщина сидит в своей камере, выкрикивает проклятья в адрес любых цыган, а особенно ненавидит Эсмеральду (за что – непонятно). И тут (вот это поворот!) оказывается, что у Эсмеральдушки-то родителей нема, кто они, она не знает, конечно же. Ах да, все, что осталось у матери от доченьки – это миленький розовый башмачок. И когда (ох уж этот спойлер, вот ни за что не угадаете, что сейчас произойдет) в конце книги (нет времени объяснять, читай, что дают) получилось так, что этой женщине было поручено держать цыганку, чтобы она не сбежала, Эсмеральда увидела башмачок, удивилась, показала свой амулет, в котором был спрятан второй башмачок. И все бы хорошо, если бы в начале этой истории девочка не описывалась, как белокурое, ясноокое создание, а через энн- лет стала смуглянкой-цыганкой. Не суть.
Увы, я, являясь женщиной, скажу следующую аксиому: если есть женщина, то она обязательно дура. Ибо как объяснить тот факт, что, когда Эсмеральда практически спаслась, она, увидев своего ненаглядного Феба, закричала ему что-то, притом, что его даже на улице не было, зато это услышал начальник полиции, который и повесил девушку.
Делать выводы и писать их у меня никогда не получалось. Но, друзья мои, как говорят сейчас, «инфа 100%», вы не пожалеете, если прочтете это произведение. Спасибо за внимание.
Оба некоторое время молчали, придавленные тяжестью своих переживаний: он - обезумев, она - отупев.1677