Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Fahrenheit 451

Ray Bradbury

  • Аватар пользователя
    Аноним27 апреля 2013 г.
    Когда-то в древности жила на свете глупая птица Феникс. Каждые несколько сот лет она сжигала себя на костре. Должно быть, она была близкой родней человеку. Но, сгорев, она всякий раз снова возрождалась из пепла. Мы, люди, похожи на эту птицу. Однако у нас есть преимущество перед ней. Мы знаем, какую глупость совершили. Мы знаем все глупости, сделанные нами за тысячу и более лет. А раз мы это знаем и все это записано и мы можем оглянуться назад и увидеть путь, который мы прошли, то есть надежда, что когда-нибудь мы перестанем сооружать эти дурацкие погребальные костры и кидаться в огонь. Каждое новое поколение оставляет нам людей, которые помнят об ошибках человечества.

    Пока читала этот роман, меня не покидало чувство удивления, насколько же у Брэдбери была развита интуиция...или воображение... Проглядываются некоторые черты нашего общества, что пугает. Учитывая возраст произведения, автор много предугадал.

    В романе-антиутопии изданном 60 лет назад, описано общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, всё должно служить удовольствию и удовлетворению желаний; общество, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению. Хранение книг является преступлением, а люди, способные критически мыслить, оказываются вне закона. Это книга, где пожарники, вместо того, чтобы тушить пожары — разжигают их, уничтожая книги. И практически никто не помнит, чтобы когда-то было по-другому.


    – Скажите, вы когда-нибудь обращали внимание, как вон там, по бульварам, мчатся ракетные автомобили?
    ...
    – Мне иногда кажется, что те, кто на них ездит, просто не знают, что такое трава или цветы. Они ведь никогда их не видят иначе, как на большой скорости, – продолжала она. – Покажите им зеленое пятно, и они скажут: ага, это трава! Покажите розовое – они скажут: а, это розарий! Белые пятна – дома, коричневые – коровы. Однажды мой дядя попробовал проехаться по шоссе со скоростью не более сорока миль в час. Его арестовали и посадили на два дня в тюрьму. Смешно, правда? И грустно.
    – Вы слишком много думаете, – заметил Монтэг, испытывая неловкость.
    – Я редко смотрю телевизионные передачи, и не бываю на автомобильных гонках, и не хожу в парки развлечений. Вот у меня и остается время для всяких сумасбродных мыслей. Вы видели на шоссе за городом рекламные щиты? Сейчас они длиною в двести футов. А знаете ли вы, что когда-то они были длиною всего в двадцать футов? Но теперь автомобили несутся по дорогам с такой скоростью, что рекламы пришлось удлинить, а то бы никто их и прочитать не смог.
    – Нет, я этого не знал! – Монтэг коротко рассмеялся.
    – А я еще кое-что знаю, чего вы, наверно, не знаете. По утрам на траве лежит роса.
    Он попытался вспомнить, знал ли он это когда-нибудь, но так и не смог и вдруг почувствовал раздражение.
    – А если посмотреть туда, – она кивнула на небо, – то можно увидеть человечка на луне.
    Но ему уже давно не случалось глядеть на небо…

    – В конце концов, мы живем в век, когда люди уже не представляют ценности. Человек в наше время – как бумажная салфетка: в нее сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают… Люди не имеют своего лица. Как можно болеть за футбольную команду своего города, когда не знаешь ни программы матчей, ни имен игроков? Ну-ка, скажи, например, в какого цвета фуфайках они выйдут на поле?


    Главный герой романа, Гай Монтэг, работает пожарным, будучи уверенным, что выполняет свою работу «на пользу человечества». Но после встречи с новой соседкой Клариссой Маклеллан он начинает задумываться (что по сути является преступлением в данном обществе — человек не должен думать, он должен жить удовлетворяя свои желания и развлекаясь), разочаровывается в идеалах общества, частью которого он является, становится изгоем и присоединяется к небольшой подпольной группе, сторонники которой заучивают тексты книг, чтобы спасти их для потомков, быть "памятью" человечества.


    – И помните одно: сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе. Когда-нибудь оно пригодится людям. Но заметьте – даже в те давние времена, когда мы свободно держали книги в руках, мы не использовали всего, что они давали нам. Мы продолжали осквернять память мертвых, мы плевали на могилы тех, кто жил до нас. В ближайшую неделю, месяц, год мы всюду будем встречать одиноких людей. Множество одиноких людей. И когда они спросят нас, что мы делаем, мы ответим: мы вспоминаем. Да, мы память человечества, и поэтому мы в конце концов непременно победим. Когда-нибудь мы вспомним так много, что соорудим самый большой в истории экскаватор, выроем самую глубокую, какая когда-либо была, могилу и навеки похороним в ней войну. А теперь в путь. Прежде всего мы должны построить фабрику зеркал. И в ближайший год выдавать зеркала, зеркала, ничего, кроме зеркал, чтобы человечество могло хорошенько рассмотреть в них себя.

    Эта книга — первая книга, за авторством Брэдбери, прочитанная мной...но явно не последняя.

    21
    57