Рецензия на книгу
Стоянка человека
Фазиль Искандер
Аноним26 апреля 2013 г.«Стоянка человека» - очень тонкое и глубокое произведение, которое через поступки и размышления его героев отображает мировоззрение самого Фазиля Искандера.
Повесть написана от первого лица нескольких персонажей. Во время чтения у меня неоднократно появлялось чувство, что я просто беседую с живыми, реальными людьми, впрыскивая в беседу восторженные междометия. Сами рассказчики яркие и интересные личности. Чаще это простодушные, честные, иногда наивные люди. Самый запоминающийся из них Максим Викторович Карташов, чрезвычайно начитанный и умный человек с нелегкой судьбой. Истории, которые он рассказывает о своей жизни, очень душевные, временами забавные, ироничные, а временами грустные. Я смеялась над удивительным рассказом о погоне журналистов и ученых за вырытыми костями снежного человека Заны. Взгрустнула над детским воспоминанием о Клавушке, которую чужие люди спасли от голодной смерти и приютили в своем доме. С интересом вчитывалась в байки военного времени, приправленные курьезами и жизненной опасностью. С улыбкой прочла историю о неисправимом идеалисте, который не хотел замечать неверности своей супруги. А чего стоят воспоминания Максима Викторовича о его друзьях детства, поголовной влюбленности в милую девочку Зину, которая по неосторожности обрекла себя и свою семью случайно брошенной фразой. Ведь
«С какой грозной разницей звучит одно и то же понятие! Одно дело: вождь бежал с каторги! Другое дело: беглый каторжник управляет страной!»
Красной нитью в повесть вплетены размышления о нарушении целостности человека, разорванности сознания из-за навязанной идеологии. Фазиль словами своего героя разделяет людей на исторически полноценных и неполноценных, что привело к разрушению универсальности нравственного чувства:
«Образно говоря, по идеологии получается, что если рабоче-крестьянская старушка переходит улицу, ей надо помочь. А если буржуазная старушка переходит улицу, ей нельзя помогать. Но идеологизированный человек, то есть человек с разрушенным нравственным чувством, вообще никакой старушке не будет помогать. И если б его поймали на том, что он не помог перейти дорогу пролетарской старушке, он бы сказал: "Я ей не помог, потому что в тот момент она мне показалась буржуазной старушкой".»
Подобных примеров разорванного сознания в повести очень много. На них Искандер показывает, что советская идеология, разрушив старую нравственность, не создала новую, хотя бы зачаточную, а заменила его на «ничтожный рационалистический расчет, по которому своих следует любить и жалеть, а чужих надо ненавидеть и держать в страхе». Потому, что нравственное чувство или универсально для обеих бабушек, или его нет.Неспроста Максим Викторович всю жизнь занимался конструированием летательного аппарата, который движется на мускульной силе пилота (махолет). Потому что полет для Искандера символизирует свободу:
«Вся трагедия мировой истории в том, что человек, пытаясь удовлетворить свою самую коренную жажду, жажду свободы, все больше и больше закабаляется. … Только взлетев, он промоет свою душу и поймет истинную цену земной жизни - идеям, вещам, людям...»
«Человек должен взлететь, и он взлетит. Никакая диктатура не сможет управлять летающими людьми, потому что у летающего человека будет совсем другая психология.»
Боюсь, рецензия получилась с бОльшим количеством цитат, чем бы мне хотелось. Но это действительно книга-цитата. Хоть она и не большая по объему, но читая ее, хочется растянуть удовольствие, посмаковать отдельными фразами, проникнуться в их глубинный смысл, поразмыслить над ними. Однозначно стоящая и проникновенная книга. Рекомендую к прочтению.61,8K