Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Черный принц

Айрис Мёрдок

  • Аватар пользователя
    Аноним26 апреля 2013 г.

    Книга, которая обманывает тебя с первых страниц.
    Начиная с того, что повествователя принимаешь за автора. От этого впечатления трудно отделаться, хотя я уже давно вышла из того возраста, которому свойственно отождествлять героя с его создателем. Как будто сама Айрис Мердок говорит через Брэдли Пирсона, причем одни суждения, оценки кажутся самыми что ни на есть женскими, другие – наоборот, истинно мужскими.
    Обманывает нас и главный герой, в большей части книги – самый адекватный из всех действующих лиц. Его даже немного жалко: человек ищет уединения, жаждет оказаться наедине с искусством, предаться творчеству, а в его жизнь настойчиво стучатся неуравновешенные, истеричные, ущербные, депрессивные личности, которые сознательно или нет толкают Брэдли Пирсона в плен Черного Эрота. И теперь непонятно: где тот настоящий Брэдли – угрюмый мизантроп, прилежный служитель высокого искусства или одержимый разрушительной любовью престарелый гомосексуалист? И дело даже не в послесловиях четырех действующих лиц. Сам Брэдли своей неожиданной переменой заставляет усомниться в его правдивости, искренности.
    Обманом окутано и название романа. Айрис Мердок бросает читателю наживку в виде истории с «Гамлетом». Брэдли понимает, что влюблен, когда Джулиан описывает костюм, в котором она играла принца датского. Он овладевает ей после того, как она в этот костюм облачилась. Его трактовка пьесы Шекспира удивительным образом напоминает ситуацию самого Брэдли Пирсона. Однако только ли в «Гамлете» дело? Может, и вовсе не в нем суть? Мне кажется, однозначно решить, до конца понять нельзя. Ведь Черный Эрот – это, возможно, и та любовь, которой воспылал 58-летний писатель к 20-летней девушке, совершенно заурядной, скучной и неинтересной. Разрушительная любовь, черная, несущая слезы, страх, смерть. А может, и злой вдохновитель, в обитель которого Брэдли пришел в поисках уединенного творчества.
    Лгут, играют с нами и остальные действующие лица, только я не решила для себя еще, где именно они лгут. Но для каждого из них Айрис Мердок создала две версии, которые в равной степени выглядят правдоподобными.
    Неприятно, когда тебя обманывают, но тут другой случай. Из разряда тех, про которые можно сказать: «Меня обманывать не надо, я сам обманываться рад». Рада встрече с удивительным разнообразием характеров, поведение которых в высшей степени непредсказуемо, рада знакомству с рассуждениями о любви и страдании, морали и пороках, дружбе и вражде, искусстве и лжеискусстве. И, может быть, потому, что в ней, в книге, так много неоднозначного, так много обманчивого, ее невозможно забыть. Точнее, невозможно забыть те ощущения, которые она вызвала. Даже если забудутся детали, перипетии сюжета, сама книга навсегда останется в памяти читателя, который еще долго будет терзаться мыслями, что истина в ней, что ложь.

    6
    40