Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    AlexCarterWolf5 февраля 2022 г.

    "Мы любим тех, кто нас не любит. Мы губим тех, кто в нас влюблен."

    Это произведение в самом начале своего повествования вызвало у меня смешанные, противоречивые чувства, и, пусть поспешные выводы делать нельзя, я не могла определиться, какую оценку оно заслуживает. С Виктором Гюго я познакомилась впервые и его слог мне во многом напоминает слог Жюль Верна. В некоторых его главах иногда присутствует очень много "воды" и лишнего описания, как по мне, не относящегося к сюжету. В связи с этим возникала скука, и темп истории становился нудным и неинтересным. В частности, это касается главы "Париж с птичьего полета".  Видимо автор хотел отправить своего читателя в виртуальное  путешествие по городу времён XV века, однако, я не осмелюсь назвать это путешествие увлекательным. Гюго через чур тщательно и подробно раскрывает каждую деталь, каждую закоулочку, так сказать, "тютелька в тютельку" даёт нам представление о внешнем облике города. Все описание сопровождается различными речевыми оборотами, красноречивыми эпитетами и сравнениями, что говорит о богатом словарном запасе писателя и это, конечно, рождает чувство уважения к его таланту. И все же, подобная "медвежья услуга" оказался лично для меня тягостной. Потому, можно смело пропускать эту главу. Поверьте, от этого ничего не потеряется. Но отступление, посвященное искусству зодчества, его неизбежному  угасанию в популярности и замены его печатным станком, наоборот произвело на меня приятное впечатление.

    Где то ближе к середине книги, сюжет начал вызывать у меня эмоции, а особо волнительные и щепетильные моменты врезались в мою память и даже заставили пролить слезу другую. Персонажей в этом произведении достаточно много, к сожалению, не все они играли важную роль в сюжете, да и описать всех героев в одной рецензии не получится. Больше всех меня зацепил Квазимодо. Конечно, чувствительные и добросердечные читатели будут питать жалость к этом обездоленному, покинутому обществом человеку. Все эпизоды с Квазидомо мы можем наблюдать, в каком виде Гюго выставляет извращённые и безобразные пороки общества. Над Квазимодо издеваются, несправедливо наказывают, кидают камнями, питают глубочайшую ненависть, вперемешку с презрением и страхом. И даже та же Эсмеральда относится к нему с осторожностью и при его уродливой, перекошенной внешности испытывает отвращение. Но именно отношения, связанные с этой девушкой, которая мне не нравится по многим причинам, показали Квазимодо с самой лучшей стороны, и этот герой заставил меня проникнуться к нему не только сочувствием, но и уважением. Любовь горбуна к цыганке - это истинный пример беззаветной любви. Квазимодо понимал, что никогда не будет претендовать на сердце Эсмеральды в связи со своим звериным внешним обликом, однако, это не помешало ему ухаживать за ней, защищать и оберегать от всех опасностей.  Горбун приносил девушке еду, питье, старался не попадаться цыганке на глаза, чтобы не смущать своей отвратительной внешностью и при всем ее неблагодарном отношении испытывал к ней привязанность и хранил преданность вплоть до самой смерти. Какие же муки и страдания испытывал Квазимодо, зная, что никогда не обретёт счастья с Эсмеральдой. Между прочем, сама девушка не вызывало у меня практически ничего, кроме раздражения. Возраст - это не оправдание для ее необдуманного и легкомысленного поведения.  Будем честны, она полюбила этого хвастуна Феба только из-за симпатичной внешности мужчины, в чем сама, кстати, признается. Эсмеральда готова была забыть о своем обете (нужно было сохранить девственность, чтобы найти родителей), лишь бы броситься в объятья капитана, что ее и погубило в дальнейшем. Девушка сама себя привела к виселице, но больше всего меня возмутило ее равнодушие к поступкам Квазимодо. Все что несчастный горбун сделал для девушки осталось незаслуженно забыто Эсмеральдой. Она даже ни разу не побеспокилась о нем, не поблагодарила за кров, теплоту, нежность, которое, до Квазимодо, считай, никто к ней не проявлял. Цыганка не ценила его даже как доброго, услужливого друга. Зато эгоистичный и самовлюблённый Феб стоял у нее на первом вместе, хотя мужчина воспринимал Эсмеральду только как игрушку для собственного удовлетворения. Он даже не согласился прийти к ней в собор, когда Квазимодо, по просьбе той же Эсмеральды, хотел привести капитана к цыганке. Это было единственное желание девушки, которое горбун не смог исполнить, тем самым, вызвав у нее возмущение и гнев. И даже после ее слов "пошел прочь", Квазимодо ни на день не оставлял девушку в беде. Конечно, возможно, все было бы иначе, имей горбун подобающую, соответствующую стандартам внешность. Однако, его доброта, человечность, абсолютное отсутсвие самолюбия - это компенсация за уродство, данное природой. И, к сожалению, за свои порядочные качества благодарности Квазимодо не получит. Ирония жизни.

    5
    527