Рецензия на книгу
Сто лет одиночества
Габриэль Гарсиа Маркес
Аноним3 февраля 2022 г.Карл у Клары украл кораллы...
Это будет не пост, а крик души, ей богу! Я только на 24 главе – это почти что середина, - а я УЖЕ задаю себе вопрос, зачем я это слушаю. Вообще-то, он возник у меня гораздо раньше, когда я поняла, что начинаю терять нить, запутываясь в этих бесконечных отпрысках одного рода, носящих одно и тоже имя. Вы спросите: «О чём это она?», и я, набравшись наглости, отвечу: «О Габриэле Гарсия Маркесе, и его романе «Сто лет одиночества».
К 24 главе я подошла с твёрдым ощущение того, что я смотрю очередной, шибко замысловатый фильм Квентина Тарантино, где полчаса события развиваются так, словно человек, умеющий вязать (наверняка Тарантино владеет этим искусствои рукоделия, как Урма Турман своим мечом), запутался в мотках, и никах не может найти где же конец нити. Но если в фильмах Тарантино много крови и мало смысла – по крайней мере, в начале, - то потом вроде как туман расходится, и ты наконец-то прозреваешь, поняв, что кино будет совсем о другом. Вот так и я с этим романом.
Первые несколько глав я ещё терпела, в надежде, что мы - то есть, я и эти Боэндиа, - всё еще в начале повествования, и надо ещё немножко подождать, прежде чем всё станет на свои места. Встало, но пошло не ту сторону, и я бы даже сказала, что по косой. Нет, в глубине души («где-то очень, о-очень глубоко», как говорил товарищ Новосельцев товарищу Калугиной в «Служебном романе»), я понимаю, о чём роман. Я действительно понимаю. Единственое чего я не понимаю, так это то, КАК Маркес описывает это О ЧЁМ.
У меня такое ощущение, что это какой-то рататуй, сваренный из всего, что удалось найти в холодильнике. Нет, правда. Это бесконечное нагромаждение имён - вплоть до 24 главы они, в основном, одни и теже, и я уже счёт потеряла этим бесконечным Хосе Аркадио Боэндия, пытаясь как-то связать концы с концами хотя бы при помощи того, кто на ком из них женат, но идентификация по жёнам, чувствую, тоже иногда подкачивает, потому как в какой-то момент всё начинает походить на «Карл у Клары украл корралы, а Клара у Карла украла кларнет» - скороговорку которую хорошо запомнить для правильной артикуляции, но которую почти невозможно выговорить.
Я уже не говорю про такие совершенно не нужные (на мой взгляд) мелочи, как поедание земли и извести Ребеккой; имя Викторио Медина – какого-то мятежного генерала, упомянутого раз и вообще не понятно для чего; вечно живой, как Ленин, старший сын Урсулы Хосе Аркадио Боэндиа, которго сначала убивают выстрелом в доме, потом обмывают и чуть ли не маринуют (6 раз натирают!) в уксусе, дабы от него не пахло порохом, и в итоге он всё равно живой, хотя по логике уже давно должен быть более чем мёртвым, судя по тому количеству крови что из него вытекло - парню, к слову, выстрелили в ухо, и по тексту из него текла «струйка крови», но текла так, что натекла до дома матери (по мне так, из него цело море Лаптевых вытекло). Но он не умер, он еще и 32 восстания сумел поднять!
С женщинами тоже полный хаос. Эти Боэндиа - мужчины, видимо, горячие, но непривередливые, подстать им и женщины, а у Амаранты вообще 10 очков из десяти. Я понимаю что в этом тоже есть некий глубокий («где-то очень, о-очень глубоко») авторский замысел, и я даже думаю, что знаю какой именно и для чего, но... kjære vakre venner!.. Нельзя же так всё в одну кучу! Любишь ты этого Пьетро Креспи, ну так и выходи за него, раз уж ты ради чего-то/кого-то отравила (пусть и по ошибке) Ремедиус. Ну, а не любишь, или не хочешь выходить – так и скажи, не морочь голову. Ни себе ни людям.
Одним словом, я поставила на себе эксперимет: узнать, чем же так восхищается народ после прочтения этой книги, и как долго может длиться моё терпение. Что меня радует, так это то, что к пониманию первого я подхожу раньше, чем к осознанию последнего. Моё терпение пока выигрывает, хотя я в таких делах не мазохист – я не принуждаю себя к тому, что мне не нравится.
Мне просто хочется понять, что в этом романе находит большинство тех, кто им восторгается, и ощутить в очередной раз радость от того, что я не с этим большинством. Хотя бы ради этого нужно дослушать книгу до конца – глядишь, и рукав у джемпера за это время довяжу.
1144