Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Агнес Грей

Энн Бронте

  • Аватар пользователя
    Maple813 февраля 2022 г.

    Нет, это вполне себе милая и очевидная классическая книга, об образованной девушке-бесприданнице, которая вынуждена работать горничной, а с ней обращаются чуть лучше, чем с прислугой. Девочка привыкла к теплу родного дома, поэтому ей, конечно, неуютно среди чужих людей с другими традициями, привычками, и где она уже не является центром мироздания, а, напротив, должна терпеть выкрутасы других людей и детей.
    Все в этой книге подчеркивает благородство ее натуры, взывает о жалости к ней, и мы мечтаем, чтобы она нашла своего суженого, родственную душу, с которым они бы зажили в небольшом достатке, но счастливо. Все в традициях XIX века.
    Но ведь мы имеем за плечами опыт уже XXI, а кто-то и XX века. Как бы мы посмотрели сейчас на эту ситуацию? Скажем, представим себя матерью, которая берет гувернантку - учительницу к своим детям. Да, у меня не тихая маленькая девочка. У меня бузотер-мальчишка с достаточно ярким характером, да и сестрица ему под стать. Что сделала гувернантка, чтобы найти контакт с детьми? Ничего. Приди на ее место какой-нибудь, скажем, учитель французского, и он смог бы заворожить сердце пацана рассказами о дальних странствиях и приключениях, об индейцах и прериях, об охоте на львов в Африке, а, заодно, изучили бы географию. Эта гувернантка знала лишь один подход к детям - давить на жалость и покупать хорошим поведением любовь. Способ, работающий только с очень кроткими детьми, и, честно говоря, ведущий лишь к излишней застенчивости и зависимости от чужого мнения, как сказали бы сейчас психологи. Да и резвиться у пруда, вместо того, чтобы чинно прогуливаться по дорожкам, сейчас было бы в порядке вещей.
    Разумеется, не будем утверждать, что дети имели ряд недостатков, поощряемых взрослыми. Но это никак не отменяет факт того, что наша милая гувернантка совершенно не обладала умением преподавания и знания хоть каких-то зачатков педагогики, хотя бы инстинктивных или приобретаемых опытом.
    Если же взять девушек постарше, да, там была одна поощряемая матерью вертихвостка, красивая и пустая кокетка. Но изменить ее взгляды, повести за собой, могла бы только другая, более сильная и волевая женщина, а никак не бледная гувернантка, которая умеет только зачитывать фрагменты из Библии. Такое впечатление, что для опеки наняли монашку. Конечно, ей более комфортно в обществе Нэнси, которая уже слишком стара для увеселений и размышляет сейчас только о душе.
    Если же говорить о младшей сестре, то все, что видит героиня, это то, что девочка ругается как сапожник. Но, быть может, эта девочка больше привязана к отцу, нежели к матери? Может, мать отдавала предпочтение старшей, более красивой? Может, девочка была ближе к братьям по своим увлечениям, вот и тянулась к мужскому обществу? Она не хочет мирно гулять по тропинкам, а мечтает лихо скакать на коне. А, может, своей руганью она просто шокировала окружающих и заставляла обращать на себя внимание? Но гувернантка не ставит перед собой таких вопросов. По сути дела ей немножко все равно, какими станут ее воспитанницы. Нет, если бы они изучили Библию, стали такими же благовоспитанными как она, это было бы в радость, можно было бы похвастаться плодами своих трудов. Но ведь получается что-то совсем противоположное.
    И не встреться нашей героине на ее жизненном пути молодой священник, остаться ей синим чулком и стать со временем чопорной старой девой, которая будет только качать с неодобрением головой и осуждать современную молодежь.

    9
    324