Рецензия на книгу
Мальчик в полосатой пижаме
Джон Бойн
LikerLese3 февраля 2022 г.Что мог увидеть он, подойдя к окну?..
Они переезжают. Всей семьёй, поспешно, и в понимании 9-летнего Бруно, безосновательно. Всё, что ему толдычат, не выходит за рамки набившего оскомину объясненя, что «это в связи с папиной работы», а папа – как поговаривают другие, - «далеко пойдёт, потому что у фюрера на него большие планы». Это, собственно, всё что он знает о работе свого отца.
И вот отъзд в другой город, и ни эта резкая смена жительства, ни оставленные друзья, с которыми он даже не смог/не успел/не получил возможность попрощаться – всё это ужасно не нравится Бруно, главному герою книги Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». А уж вид из окна его новой комнаты в их новом доме, вообще бросил его в оцепенение, заставив замереть с открытым ртом. Что мог увидеть он подойдя к окну? Что увидела его сестра, 12-летняя Гретель, став с ним рядом?
Дети до определённого возраста существа вообще необыкновенные. Не имея в силу возраста жизненного опыта, они используя то, пока немногое что получили в школе, пытаются понять, ЧТО находится в каких-то 20-ти метрах от окна, и для своих 9 и 12 лет рассуждают эти двое немецких детей очень логично. Они ещё не поняли на что же они смотрят, но они точно знают, что перед ними не крестьяне и не деревня, а дом, в который они только что перехали – не их загородный дом.
- Кто эти люди, и что они там делают? - вопрошает Гретель, больше обращаясь к самой себе, чем к кому бы то ни было. Увидев группу детей по ту сторону ограды, от страха тесно жмущихся друг к другу потому что на них орут солдаты, Гретель говорит, что не хотела бы играть с ними потому что они – грязнули (там вообще на той территории много грязи, в контраст к цветочным клумбам, за которыми ухаживали).
- Может, у них нет ванны? - Бруно пытается найтми какое-то объяснение.
- Хм, что это за люди у которых нет ванны?? – удивлённо вопрошает Гретель. («У них нет хлеба??? Путь едят пирожные!»)
Ну да, пойти ж ты, объясни... Кто ж скажет ей открытым текстом, кто эти люди и за что они там? У родителей язык не повернётся, да и потом, ведь именно это место стало причиной перевода папы «на которого у фУрера (Бруно не правильно это произносит, давая повод для насмешек со стороны сестры).
Слуги? О, нет. Те всё чаще смотрят в пол да помалкивают, в то время как одна из них – Мария, - решает свою головоломку, пытясь понять, как некогда добрый (для неё) герр Рольф (отец Бруно) мог стать тем, кем стал, и выбрал то, чем занимается?....
А вообще от этой книги нужно отойти. Она не бином Ньютона, в ней вы Америки не откроете, так как она о вещах всем давно известных, хотя читается легко и с интересом. Просто я в процессе чтения ловила себя на мысли, что это книга не о том, какие сволочи были немцы с их мерзкой, донельзя вывернутой, извращённной идеей о рассовом превосходстве арийской рассы.
И это не о том, как хорошо живётся немецкому мальчику Бруно и как ужасно существование его ровесника, еврейского мальчике Шмоэля, живущему по ту сторону ограды (даже она символ, разделяющий миры этих двух детей на светлый, сытый, безопасный для одного, и голодный, мрачный и безжалостный для другого) - всё это вовсе не об этом.
Тогда о чём же? Я думаю, о том, как неприятно, мерзко, гадко признаться самим себе в своей несовершенности, неправоте, когда ты, читая такие книги, видишь самого себя. И как отдельного человека, и как представителя некой нации. Особенно той, которая громко кричит на весь мир либо о своей исключительности, либо о каком-то неведомой «особом пути», либо о какой-то особой духодности, или некой избранности.
Ещё вся эта история знакомства и дружбы между мальчишками о том, как часто ошибочно мы судим, не зная истины. Не нужно говорить, что правда разная и ее много – она всегда одна, с какой бы стороны мы бы не взглянули: из окна детской, привстав на ципочки, или сидя в полосатой робе у лагерного заграждения...
Послесловие. Мы как-то привыкли обсуждать книги (хотя обсуждение, как таковое, в группе встречается крайне редко) либо с позиций того времени в которое они были написаны, либо в котором сами события происходили, а как насчёт контекста времени, в котором живёт читатель?
Я много нашла там параллелей с нашим временем. Вот вроде бы человек обличён властью, но как только дело касается выбора, которай он совершает в тот мом иной момент, - так сразу же во всём повинные обстоятельства! А ты-то сам где был, чем думал?Вот вроде бы он свободен (свободно ходит, ест и пьёт, - и у него даже есть ванная! – а отказаться от назначения не.... Не смог или не захотел? А коль не смог, что помешало? Страх? Тогда какая тут свобода?
Человек всегда списывает свою беспомощность на обстоятельства, приказы, какой-то непонятный долг, но вель не всех же скрутили путами, хотя бы того же Ремарка почитать. Кто-то же находил в себе силы во всём вот этом не участвовать, кто-то же как-то смог не перешагнуть черты, не обнаружить себя на точке невозврата, и я сейчас не только о войне или о содержании книги Бойна, прочитанной (по чистой случайности) как раз к 9 ноября - дате, известной в истории под названием «Хрустальной ночи», еврейских погромов, прокатившихся по всей Германии в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года.
2161