Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Madame Bovary

Gustave Flaubert

  • Аватар пользователя
    LikerLese3 февраля 2022 г.

    Маленький фитиль к огромной пушке

    С этой книгой я не начала, а завершила ушедший год. Никогда не читала о ней никаких отзывов, а помнила её по старой памяти, отчётливо видя на полке в нашей домашней библиотеке. Не дошли до нее руки тогда, а спустя 20 лет я «проглотила» её за два вечера.

    Я не люблю морализаторствовать, но уж не первый раз ловлю себя на мысли о том, что в вопросах морали, мы далеко неусточивы. Иной раз трудно понять, где та грань, что разделяет моё «хорошо» и «плохо» то на два враждебных, непримиримых лагеря, где войска с той и другой стороны заняли твёрдые и устойчивые позиции, и даже под стаахом смерти с них не сойдут; то на два батальона, готовых к тому, чтобы кинуть шапки оземь, и на радостях побрататься друг с доугом.

    Стоит этим «хорошо» и «плохо» сойтись в вопросе отношений между полами, как привычное представление о нравственности иногда начинает покачиваться в такт волнам, образовавшимся после того, как в далеке, по краю горизонта только что прошёл большой пассажирский лайнер. С такими мыслями и почти что в ступоре я была после прочтения «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера.

    Кто-то возможно спросит: «А в чём тут неустойчивасть общественной морали? Спать с другими мужиками, будучи в браке! Не это ли есть высшее издевательство над общественными нормами? Попрание всего и вся?!»О, это конечно, ни есть гуд, но довольно часто предствления о нравственности и морали становится какими-то половинчатыми: всегда кажется более естественным, когда изменяет он, и совершенно немыслимо, когда неверной оказывается она. И там и там вроде как плохо, но в первом случае не так ужасно, как во втором.

    И вот уже в голове возникает тысяча вопросов: а что, женщина не человек? Разве она не может разлюбить? Или наоборот – полюбить другого? А что, если супруги просто не подходят друг другу в сексуальном плане, и неудовлетворенность в чём-то одном, очерняет постепенно всё остальное? Я, если честно, не понимаю, как Флобер решился на такой роман, пробив им все мыслимые и немыслимые стены в тогдашнем общественом представлении (как это принято теперь говорить) «о роли женщины и её месте в социуме»? Да он просто поджог маленький фитиль к большой, - нет, просто огромной - пушке, и та с грохотом выстрелила.

    Он мучительно работал над этой книгой пять лет, а когда роман вышел в свет общественность возопила, а на Флобера подали в суд. Его оправлали, а что стало с общественностью? О, она стала зачитывать этот роман до дыр, буря стихла. Как написано на одном сайте «общество «созрело» до того, что стало воспринимать пошлых мещанок как настоящих героинь своего времени». Там же читаю: «Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем», — писал Флобер о своем романе, признавая, таким образом, что Эмма одновременно и жертва, и убийца.

    Наверное, оно так, но мне ещё думается, что недостаточно быть хорошим самим по себе для того, чтобы стать счасливым в браке. Да, совершенно средненький Шарль, совершенно наивный, и даже в чём-то глуповат, но по сути своей человек, всё-таки неплохой, добрый. Да и Эмма, в принципе, была ему под стать (по крайней мере до свадьбы): жила себе деревенской девчонкой, звёзд с неба не хватала, разве что амбиции имела сильно завышенные.

    Мог ли Шарль поумнеть, прозреть что ли? Если бы мог, то наверное, и прозрел бы, равно как и Эмма, будь она в состоянии справиться со своей жадной до страсти натурой. Тут можно найти много разных "если бы..", да "кабы...", но герои даны такими, какие есть.У меня до сих пор такое ощущение, что Флобер расставил супругам Бовари капкан, а угодили туда не только Эмма с Шарлем, но и часть этой «вопиющей общественности», ибо реализм можно не понять как литературный жанр, но его не выкинешь из обыденной жизни.

    4
    179