Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Wandering Earth

Liu Cixin

  • Аватар пользователя
    Аноним1 февраля 2022 г.

    Сцена в гостиной астрономического масштаба

    На мой взгляд, рассказы – оптимальный формат для Лю Цысиня. Он – неудержимый фантазер, идеи как отдельные концепции бьют из него через край. А в таком формате нет необходимости логично увязывать все в масштабное повествование, не нужно прорабатывать толпу персонажей или даже описывать их внешность.
    В своем трёхтомнике о прошлом Земли Цысинь подкупает именно мощными идеями, яркими концептами, не заезженной матчастью. В этом смысле его работы – просто глоток свежего воздуха. Но что касается логики повествования, объёмности персонажей, прочности сюжета – тут все печально. Картонные, безликие (буквально) герои, слитые сюжетные линии, постоянные скачки от одной крутой темы к другой. И чем дальше, тем более схематично все выглядит, словно автору, как большому ребенку, надоедает долго играть с одной игрушкой, и он просто переключается на другую. И если в "Памяти о прошлом Земли" это прослеживалось лишь частично, то "Эпоха сверхновой" – сущее безобразие, которое не должен был пропустить адекватный редактор.
    В общем, на мой взгляд, Цысинь еще слаб как романист. Большие вещи ему пока не по зубам, хотя материал, на котором они базируются, потрясающий.
    Другое дело – рассказы. Все слабые стороны автора (как неумение слепить персонажа или неспособность долго развивать одну тему) не имеют здесь никакого значения. Просто твори без устали, жонглируя фантазиями, и не останавливайся на таких мелочах, как какая-нибудь мотивация. Достаточно озадачиться вопросом "а что если?", игнорируя вопрос "а зачем?"
    Однако даже в рассказах успевает выработаться явный паттерн, присущий каждой его работе, что даёт право назвать это почерком автора. Лю Цысинь – явный приверженец формата изложения "сцена в гостиной". Как в классическом детективе, когда автор произведения общается с читателем через героя-рассказчика, который находит себе слушателей и проливает свет на происходящее. Иными словами – выходит в центр гостиной и вещает, кто убийца, и как он все провернул. Причем вещает достаточно дотошно. Я не против такого подхода на самом деле, но если он используется каждый раз, даже тогда, когда это неуместно, создаётся впечатление, что автор просто не умеет подать информацию о мире иным способом, кроме как через рот. Мне это кажется путем наименьшего сопротивления. А у Лю Цысиня абсолютно в каждом рассказе есть персонаж, который читает другому объёмную лекцию на тему. Конечно, так понятнее всего. Но как-то не верится, чтобы инопланетный захватчик, считающий собеседника подножным кормом, согласился в деталях рассказать о своей цивилизации, технологиях, планах на будущее и даже слабых местах.
    И все же... рассказы весьма хороши. Идеи замечательные. И мне было действительно интересно, что же такого он выдумает в следующий раз.

    2
    304