Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Под стеклянным колпаком

Силвия Плат

  • Аватар пользователя
    Аноним1 февраля 2022 г.

    Мышь, грызущая кактус. 2.0.

    Эта вещь была на слуху достаточно долгое время. Как человек, который питает страсть к книгам, в которых описываются страдания, душевные расстройства и прочие терзания, я не могла пройти мимо данного произведения. Зная о непростой судьбе автора и имея представление о сюжете, я ожидала чего-то похожего на "Идиота". Я свято верила, что по мере прочтения романа Сильвии Плат, постепенно буду есть стекло. В итоге оказалось, что я употребляла в пищу не его, а...кактус. Словно та мышь, я плакала, страдала, кричала (в душе, естественно), но упорно продолжала грызть это колючее растение в надежде что "вот сейчас, сейчас произойдет что-то по-настоящему стоящее". Но, увы, этого не произошло, равно как и моего очарования книгой.

    В центре сюжета - юная Эстер Гринвуд, которая мечтает стать известной писательницей. Волею судьбы девушке выпадает возможность стажироваться в модном женском журнале в Нью-Йорке. Эстер уверена в своей всесильности и непобедимости. Юная американка верит, что покорит город, который никогда не спит. Однако все происходит наоборот (нет). Место, которое манит людей со всего мира энергетикой и возможностями, просто поглотило ее (и снова нет).
    Вместо того, чтобы оказаться затянутой в бытовуху, юная Эстер столкнулась со взрослой жизнью. Оказавшись без мамы, которая примет решение и скажет как правильно, она была предоставлена сама себе. Со стопроцентной гарантией можно сказать, что, останься Эстер в родном городе и просто съехав из родительского дома, с ней произошло бы тоже самое.

    Спасение утопающих - дело рук самих утопающих

    Сильвия Плат обещает читателю историю, полную боли, страданий, депрессии и попыток разобраться с внутренним "Я". Роман американской писательницы также нередко связывают с мыслью "сама себя довела", однако и это не так. История главной героини проста как 2+2. Залюбленная и занеженная мамой девочка, которую убедили в своей конгениальности, столкнулась с тем, что в мире полным полно таких сверх людей как она. Эстер считает себя (ключевое слово) подающей надежды писательницей и журналисткой, не делая ничего для этого. На протяжении книги героиня не работает в редакции, не пишет и не читает ничего, а только убеждает всех в том, что она - the best. Конечно, все это можно списать на некий психологический прием, только одновременно с этим все забывают о том, что любой талант - это 90% кропотливого труда, бессонных ночей, кризисов и истерик и 10% — успеха. У Эстер ничего из выше перечисленного не было.
    Дальше - больше. Бедная несчастная девочка узнала, что ее парень (который вовсе не ее парень) - о ужас - посмел переспать с другой! Напомню: они НЕ встречаются, просто когда-то давно родители решили, что их дети были бы идеальной парой. Решили и забыли, или выкинули бы эту дурацкую идею из головы, скажи Эстер об этом матери. В итоге героиня начинает страдать, вымещать злость на всех вокруг и якобы погружаться в депрессию. Однако по факту - перед нами комнатные страдашки с последующей нимфоманией. После того, как обожаемый ею Бадди совокупился с другой девочкой, Эстер считает своим долгом лишиться девственности здесь и сейчас. Согласитесь, такое поведение малость не укладывается в рамки девушки с депрессией.
    Я напомню, депрессия - это когда ты не можешь встать с кровати, потому что не видишь смысла в этом. Все, что ты можешь - это лежать/сидеть и смотреть в одну точку. В такие периоды даже просто помыться или попить воды уже требует нечеловеческих усилий и преодоления самого себя. Внутри человека с депрессией сидит червь, который денно и нощно сгрызает его изнутри. Это слезы, панические атаки и нежелание жить и сплошная боль, а не навязчивое желание переспать с первым встречным.
    Постепенно эта мысль вытеснила желание Эстер стать писателем. Вернее, оно просто перестало быть для нее столь значимым. Логично, что раз она так легко смогла отодвинуть его на второй план, значит, оно никогда не было для нее важным.
    Внезапно героиня книги Сильвии Плат понимает, что не может ничего читать, кроме криминальных сводок. Также девушка узнает, что ей отказали в поступлении на престижный курс. И не удивительно, ведь для этого нужно было готовиться, учиться, читать и писать, а не расхаживать по приемам, вечеринкам, пить и травиться тарталетками с авокадо и крабом и искать, где бы поскорее лишиться девственности. Юная американка перестает реагировать на окружающих, начинает ненавидеть маму (беспричинно, притом) и задается уже другой целью. Эстер втемяшилось в голову, что ей жизненно необходимо покончить с собой. Снова без особой на то причины. Просто потому что захотела. Ну не абсурдно ли?

    Интересно и то, что по всей видимости автор романа пыталась попасть в тренды и начинила свое, с позволения сказать, произведение, модными по сей день феминистическими штучками. Здесь и отрицание института семьи, и пропаганда чайлдфри и вообще образ весь такой из себя сильной и независимой женщины (которая, напомню, ноет, что ее парень, который не ее парень, переспал с другой, и потому решает покончить с собой. Очень сильно. Очень взросло. Независимо).

    Вкупе со слитым финалом получилась невероятная чушь.
    У меня все.

    12
    431