Рецензия на книгу
Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого
Фридрих Ницше
Аноним22 апреля 2013 г.Долго я присматривался к Ницше. Всему виной его этакая модность - все его читают, все выводят какие-то выводы, причем модность его не прекращается уже на протяжении ста лет, а это уже тенденция. Основным толчком к прочтению же явилось то, что Бердяев его очень хвалил и почитал как одного из своих учителей. А это уже любопытно.
Оказывается, чтобы познать жизнь нужно на десять лет уйти на гору. Прожил старец десять лет на горе отдельно от людей и посчитал, что может их учить, как нужно жить. Странный парень этот Заратустра. Хотя на горе он потерял все возможные социальные критерии и ограничения.
Что же говорит Заратустра? Он говорит, что человек есть то, что должно превзойти. Что человек есть мерзость и, что он оправдывает своё существования только тем, что он есть переходная ступень к сверхчеловеку. А сверхчеловек есть человек потерявший всё человеческое. Сверхчеловек не мыслит категориями добра и зла, не завистлив и не добр, он, мол высота, он новый Бог, которого сложно понять простому человеку, ведь он находится за границами, за категориями и над всем этим.
Пишут, что Ницше ворвался в философский мир своего времени с новыми бунтарскими и разрушительными идеями. Однако так ли уж и нова эта идея о сверхчеловека? Собственно если уж очень лень разбираться в стилистических усложнениях текста и интеллектуальных изощрениях, то, чтобы понять основной смысл романа достаточно открыть "Братьев Карамазовых" Достоевского книгу одиннадцатую, главу “Кошмар Ивана Федоровича”, где Черт, явившийся герою, буквально излагает многие мысли, которые Ницше вложил в уста Заратустры.
По-моему, и разрушать ничего не надо, а надо всего только разрушить в человечестве идею о Боге, вот с чего надо приняться за дело! С этого, с этого надобно начинать, – о, слепцы, ничего не понимающие! Раз человечество отречется поголовно от Бога, то само собою, без антропофагии, падет все прежнее мировоззрение и, главное, вся прежняя нравственность, и наступит все новое. Люди совокупятся, чтобы взять от жизни все, что она может дать, но непременно для счастья и радости в одном только здешнем мире. Человек возвеличится духом божеской, титанической гордости и явится человеко-бог. Ежечасно побеждая уже без границ природу, волею своею и наукой, человек тем самым ежечасно будет ощущать наслаждение столь высокое, что оно заменит ему все прежние упования наслаждений небесных. Всякий узнает, что он смертен весь, без воскресения, и примет смерть гордо и спокойно, как бог. Он из гордости поймет, что ему нечего роптать за то, что жизнь есть мгновение, и возлюбит брата своего уже безо всякой мзды….
…В этом смысле ему “всё позволено”. Мало того: если даже период этот и никогда не наступит, но так как бога и бессмертия все-таки нет, то новому человеку позволительно стать человеко-богом, даже хотя бы одному в целом мире, и, уж конечно, в новом чине, с легким сердцем перескочить всякую прежнюю нравственную преграду прежнего раба-человека, если оно понадобится. Для бога не существует закона!Ницше, правда, очень сильно развил эти мысли, но своей сути они не потеряли.
Приглядевшись же к Заратустре ещё поближе, я стал различать знакомые черты в лике этого отшельника. Сквозь морщины и бороду Заратустры мне улыбался мой старый знакомый Родион Раскольников, который, как оказалось, веру в свою теорию о “тварях и право имеющих” не потерял, а лишь осознав, что он слаб и есть лишь “тварь дрожащая”, провозгласил, что человек есть то, что должно превзойти. И что он рад быть хотя бы “мостом”, переходной стадией от низости до высоты богочеловека.
Этот трактат ко всему прочему имеет очень большой обличительный характер. Кого только не критикует и не уничтожает своими речами Заратустра – и добрых, и злых, и сострадательных, и тех кто возлюбил ближнего… Что сказать? Прошелся по всем. Правда, преследовал он этим цель - разрушить всё старое. Как сказано ближе к финалу - он истреблял без злости (или что-то вроде того). Но во всех этих бесконечных критических замечаний встречались очень интересные мысли. И этими остроумными тезисами наполнена эта работа
Вседовольство, умеющее находить всё вкусным, - это не лучший вкус! Я уважаю упрямые, разборчивые языки и желудки, которые научились говорить “я”, “да”, и “нет”.
Но все жевать и переваривать – это настоящая порода свиньи
В презрении к земному убежден ваш дух, но не ваше нутро; а оно сильнейшее в вас!
Другие гордятся своей горстью справедливости и во имя ее совершают преступление против всего – так что мир тонет в их несправедливости.Заключительная - четвертая часть книги мне не понравилась почти полностью. Если первые три были испещрены пометками, то четвертая была абсолютно неинтересна ни с точки зрения философии, ни поэзии, ни прозы. В целом же впечатление от “Заратустры” у меня положительное. Очень уж сильного впечатления книга не произвела, но как минимум была занимательна.
P.S.
В чем самое высокое, что можете вы пережить? Это – час великого презрения. Час, когда ваше счастье становится для вас отвратительным, так же как ваш разум и ваша добродетель.
Час, когда вы говорите: “В чем мое счастье! Оно – бедность и грязь и жалкое довольство собою. Моё счастье должно бы было оправдывать само существование!”
Час, когда вы говорите: “В чем мой разум! Добивается ли он знания, как лев своей пищи? Он – бедность и грязь и жалкое довольство собою!”
Час, когда вы говорите: “В чем моя добродетель! Она еще не заставила меня безумствовать. Как устал я от добра моего и от зла моего! Все это бедность и грязь и жалкое довольство собою!”14285