Рецензия на книгу
Ярмарка тщеславия
Уильям Теккерей
Аноним21 апреля 2013 г.Возможны спойлеры
700 страниц господин Теккерей держал меня в напряжении. 700 страниц невыразимого удовольствия, интереса и комментариев про себя, а порой и в слух: «Да ты чертовски прав, автор!». 700 страниц, когда хотелось, чтобы это повествование (нет, эта жизнь!) не кончалось. Однако Уильям и здесь преподнёс мне сюрприз и сумел подпортить впечатление заключительной сотней. Показалось, что автора подменили и это лишь умелая пародия на уже написанное.
Замахнувшись на изображение общества во всех его проявлениях, автор с блеском выполнил свою задачу. Как он сам говорит нам, это роман без героя. И тут я не соглашусь, герой есть, им является общество, эта Ярмарка тщеславия, она главный и единственный герой в романе.
Действующие лица же лишь отражения главного героя. Каждый из них не является кем-то самостоятельным, это только проявление Ярмарки. Да, конечно, характеры присутствуют, но большинство не получает достаточно развития, как самостоятельная личность. Автор превосходно описывает каждого, замечает детали, вступает в диалог с читателем. Делает невозможное: все страсти, пороки, чувства и порывы поддаются перу Теккерея.
Ребекка и Эмилия, поначалу близкие подруги, затем полные противоположности, отчего-то вспоминается Александр Сергеевич:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Бекки Шарп в душе абсолютно холодная и расчетливая, на сцене Ярмарки – покоряет всех и каждого, лучше и быть не может в глазах окружающих. Эмилия Седли – милая, добрая, наивная девушка, отдающая всю себя любви к родителям, жениху, ко всем людям, с точки зрения же общества – недостойная внимания (хотя это мнение принадлежит в большинстве дамам).
Джордж Осборн, возлюбленный Эмми, абсолютно не ценящий своего счастья, относящийся ко всем с презрением, эгоист в самом чистом виде. Его друг, Уильям Доббин, честный малый, который сделал всё ради счастья Джорджа и Эмилии, несмотря на то, что с первого взгляда он полюбил эту нежную девушку. На протяжении всей книги меня раздражало это небрежное отношение Эмилии к Доббину. Да, она любила своего Джорджи, но все-таки можно было и оказать внимание тому, кто разбился в лепёшку, устраивая их счастье. А после битвы при Карт-Бра, когда миссис Осборн осталась вдовой, должно было пройти ещё 11 лет, чтобы эта дурочка раскрыла глаза и поняла реальную суть вещей: муж её не любил, а единственного близкого человека, готового на всё ради её счастья, она сначала держала в друзьях (читай: под каблуком, наивно веря в его дружбу и отвергая признания), а затем он ушёл, потому что так не могло продолжаться дольше.
О проделках мисс Шарп, впоследствии миссис Родон Кроули, можно говорить долго и с интересом. Такой вертихвостки я ещё не встречала. Она делала всё ради своего благополучия, сначала казалось, что когда она достигнет определенного уровня, то успокоится, но затем это превратилось в манию. А под конец просто пугало до какой степени это бездушное существо, просто ничто её не пронимает, ничто… Это очень страшно, друзья мои, если где-то есть такие люди, которым абсолютно не жалко никого на белом свете, а они ещё и добавляют горя ближним…Концовка несколько разочаровала, некоторые сюжетные линии повторились, своеобразный цикл жизни, кто-то снова наступил на уже знакомые грабли, кто-то дико тормозил, когда был в шаге от счастья (но всё-таки счастье их нашло;) ), и плохие люди вовсе не получили по заслугам. Это и есть жизнь, скажут многие. Я с ними согласна, но лишь отчасти. И по-прежнему буду лелеять розовые мечты, что в книгах подобного толка всё должно заканчиваться справедливо и, по возможности, счастливо.
1089