Рецензия на книгу
Игрок
Фёдор Достоевский
Аноним31 января 2022 г.Во всём виноваты zéro и французы
Кажется, в самом деле верно говорят, что не всегда стоит перечитывать авторов, которые нравились во времена далёкой юности. Мало того, что не испытываешь прежних эмоций, так ещё и глубоко разочаровываешься, увидев всё в новом свете.
«Игрок» Достоевского вроде бы должен был показать всю глубину морального падения. Но, как говорится, чтобы пасть, нужно сначала подняться. Я же с первых глав увидела в образе двадцатипятилетнего протагониста глубоко нездорового человека. Книги о сложных характерах и неоднозначных личностях я читаю с большим удовольствием, но в этот раз чувство дискомфорта усиливалось оттого, что порой сложно было отделить мысли Алексея Ивановича от точки зрения самого автора. Вложив в уста героя размышления о «загадочной русской душе», Фёдор Михайлович, кажется, сам того не желая, написал горькую сатиру на столь любимый им «русский мир».
Хорошо, конечно, на чём свет стоит ругать иностранцев (больше всех, конечно, «не угодили» мерзкие французишки), в то время как сотни, а то и тысячи аристократических семей (и наш герой вместе с ними) разъезжают по Европе, причём с этой же «проклятой заграницей» и в особенности Парижем они связывают своё будущее. Не заметно в герое и особого учительского таланта или рвения, зато, подчёркивая своё дворянское происхождение и фактически живя на деньги, полученные работодателем от имения (читай: рабского труда крестьян), он не стесняется критиковать немецких бюргеров, которые, мол, слишком поздно обретают финансовую независимость и женятся на тридцатипятилетних «старухах». Интересно, собирался ли он, следуя этой логике, сдать свою ненаглядную в утиль по достижению ею возраста «икс», чтобы завести подружку помоложе? Вообще рассуждения Алексея о русских барышнях особо примечательны: барышни эти, мол, все падки только на внешнюю форму, потому-то и выбирают в спутники коварных французов, а не его, «настоящего русского», «богато одарённого», «умного и доброго»… Не могу, конечно, говорить за дам XIX столетия, но всё же попробую робко возразить, что, пытаясь привлечь женское внимание, лучше не стоит начинать с угрозы убийством (равно как и шантажировать угрозой самоубийства), тогда, может быть, и не придётся потом сваливать вину на окружающих. В общем, вечно у героя так: сначала хамим, потом обвиняем. И всё-то с досадой, всё со злобой… Собственно, и само увлечение рулеткой было только вопросом времени. Сменить одну пагубную страсть на другую — а почему бы и нет, раз саморазрушение достигло таких глубин.
Один вроде бы мистер Астлей производил впечатление разумного человека, но и тут автор не удержался и вложил в его уста фразу: «Действительно, человек любит видеть лучшего своего друга в унижении пред собою; на унижении основывается большею частью дружба; и это старая, известная всем умным людям истина». Видимо, ложка дёгтя нужна была для того, чтоб на фоне англичанина наш герой не казался совсем уж жалким.
В общем, четыре балла (из пяти) от меня заслужила только la baboulinka, колоритный во всех отношениях персонаж (пусть и не без тараканов в голове). С идеей перечитать всего Достоевского, пожалуй, повременю, а если снова захочется русской классики, возьмусь за Григоровича, очень уж его мысли в «Антоне-горемыке» и «Корабле “Ретвизане”» оказались мне созвучны.
5436