Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пассажир

Жан-Кристоф Гранже

  • Аватар пользователя
    Аноним31 января 2022 г.

    Вы способны сохранить хорошие воспоминания о прошлых отношениях, которые закончились предательством?

    Вы могли бы продолжать есть тарт со вкусной начинкой, но у которого тесто пригорело и горчит?

    Роман Гранже обладает многими объективными преимуществами: он динамично написан, писатель ловко и ёмко владеет словом, может создавать объёмных, жизненных персонажей. Сюжет включает в себя некоторые неприглядные сцены убийства, драк - а благодаря мастерству автора я наблюдала за этим с интересом, но без отвращения, немного отстранённо. Располагают уместные отсылки к исследованиям в области психиатрии, искусства.

    Завязка интригующая - сможет ли молодая капитан Анаис Шатле расследовать дело о маньяке - ведь чтобы продемонстрировать свой профессионализм у нее всего неделя? Какой выход будет из её конфликта с отцом? Найдет ли она партнёра в лице психиатра Матиаса Фрера (Кубела), взаимная симпатия между которыми родилась с первой встречи? Кто таинственная женщина из воспоминаний Матиаса Фрера? Кто убивает бомжей для страшных постановок древнегреческих мифов?

    И на этом всё хорошее заканчивается - начинается всё плохое.

    Моё предположение, что этот роман был убит формой.

    Он разделён на пять частей - для каждой личности Кубелы по части. И у каждой новой части тоже как бы своя собственная амнезия, так, словно она старается казаться вовсе другим романом. Кроме того, что композиционно всё довольно ожидаемо (концовка обязана быть абсолютно шокирующей, чтобы заодно продать следующую главу - или серию мыльной оперы), самое обидное, что последние две части - самые концентрированно зашкварные.

    Завязка обещала логичность и рациональность истории - финальная глава должна была "сложить пазл", дать гармоничные ответы.

    Но фигушки, потому что автор ужасно перемудрил, добавил чересчур фантазийные допущения. И честное слово, в какой-то момент я была готова принять как объяснение главной загадки сюжета, что это злой астральный брат-близнец вселяется в Кубелу. И то было бы куда логичнее, чем действительная концовка романа.

    По сути, НИ ОДНА интрига не получила своего понятного завершения.

    По этой причине я пребываю в смятении, не понимаю, как можно оценить данное произведение.

    Есть отдельные придирки, которые обязана запротоколивать в рецензии. Невероятная удача Кубела - которая объясняется тем, что главный герой умереть не должен. После динамичной сцены с убийством его пациента - "пассажира без багажа" - в поезде Кубеле очень кстати встречается знакомый, предназначение которого - вовремя двигать сюжет.  Кубела как бы погиб в машине - и хотя он был публичной персоной, судмедэксперт даже не удосужился проверить личность по зубной карте или ДНК. Две личности Кубелы стали известны благодаря автопортретам,  они выставлялись и покупались - настолько успешно, что галерист и покупатели без труда узнают автора через месяцы после его исчезновения. Но эти две личности никто не додумался связать вместе!!11 А Гранже сам иронизирует - "странновато конечно, но поскольку я , дражайший читатель, этот про*б заметил слишком поздно, предположим, что у них была слишком разная аудитория" (да, в Париже, да, их не разделяли десятилетия - и что?...).  Психиатр Кубела защищает научные (!!!) работы с метафизическими допущениями, усматривая единый промысел в псевдо-личностях больных диссоциативной амнезией. И снова Гранже поясняет - "Ну, коллеги, конечно, недоумевали", но научную степень всё же дали.

    Прекрасная порывистая и вызывающая симпатии Анаис Шатле глотает пыль за повозкой Кубелы, фактически никаких открытий она не делает и ни на что не влияет - будто либо искуственно дописали её при втором прочтении рукописи, либо автор подзабыл малёхонько о ней.

    Ну и антагонистом оказывается дед шизофреник, который удивительным образом смог "чисто" обставить ритуальное убийство трёх людей, а также убить 500-кг боевого быка, доступа к которому ни у кого из посторонних не было. Его мотивация - спасти своего сына от смерти, но доживать свой век Кубела должен будет в психиатрической лечебнице под наблюдением. Вопросик - а почему бы практикующему психиатру-деду просто не оформить Кубелу в одну из больниц во время смены его очередной личности?

    И почему всесильная полутайная организация не подстроила сердечный приступ или падение по неосторожности с Эйфелевой башни деда после того, как свернули программу и устраняли свидетелей?

    В общем, плюнули мне в душу такой концовкой. Завышенные ожидания читателя - это конечно моя личная проблема, но "шедевр" детективного жанра всё же никак не удался.

    Содержит спойлеры
    13
    317