Рецензия на книгу
Circe
Madeline Miller
GREYdarkfantasy30 января 2022 г.4 свиньи из 5 моряков. Прогулка меж Сциллой и Харибдой
Современные тропы в Античной классике. Нелюбимая, некрасивая, не слишком прозорливая и без особых талантов дочь - таковой и останется в глазах своего великого отца, будь то смертная или богиня, с даром или нет, сегодня или 3000 с лишним лет назад. История нимфы Цирцеи, ставшей великой колдуньей, начинается почти так же, как и у Патрокла из прошлой книги Миллер - Песнь Ахилла. Незаметная, серая и не способная слово поперек молвить - она живет в подземном дворце со своей обширной семьей, где никто на нее внимания не обращает. Ведь дочь титана Гелиоса - это всего лишь тень, которая исчезает в лучах его света.
Мне понравилось, как автор изобразила жизнь богов - эту тягучую и неторопливую точно липкий ихор вереницу дней, которая сливается в сотни и тысячи лет бездействия.
Отличает эту работу от "Ахилла" обилие божеств - титаны и олимпицы, и описание их жизни, сплетение их судеб, иные из них лишь упомянуты, другие встречаются чаще и даже что-то делают, хоть и весьма пассивно - это Гермес и Афина из олимпийцев, а из титанов - Гелиос, Прометей, братья и сестра Цирцеи - Перс, Ээт, Пасифая. Так же тут встречаются смертные (люди и полубоги) - Дедал, Икар, Ясон, Минос, Телемах, Одиссей, Тесей, Ариадна, Медея, например, еще сын Цирцеи - Телегон и т.д. и чудовища - Сцилла (она связана с Цирцеей более всего по одной из версий мифов), Минотавр, циклопы и Харибда лишь упомянуты, как упоминаются и Ахилл со своей матерью - Фетидой, а вот Патрокл - нет.
В общем, настоящая колдовская смесь из всех мифов сразу. Но участие нашей героини во всем этом вполне логично, она же богиня - и все не могло пройти мимо нее, по воле Мойр.
Сама история развивается неторопливо, ведь это ода одиночеству, а Цирцея прослыла символом женской независимости и отстранённости от страстей любовных. Сначала нас ждет ее становление, затем первая любовь и предательство, ссылка и поиск себя, переход на темную сторону силы, а затем снова попытка любить и быть любимой, а в конце всепрощение и снова любовь к миру и смертным.
Язык стал более певуч, чем в Ахилле, шекспировских оборотов больше, как и событий - которые поражают и воображение, и чувства.
В сюжете есть некоторые скатывания в скуку и тоску - в середине на острове и под конец, где Цирцея проводит время с женой Одиссея и его сыном, а заодно и со своим (тоже от Одиссея). Но так же тут имеются сражения и приключения, гораздо больше магии, что немного скрашивает повествование.
Однако, из-за повесточки - нелюбимая дочка, слабенькая и такая бедненькая персонажица, а многие авторы сейчас делают такими своих героев, и из-за общей тоскливости в некоторых местах на 5 из 5 не тянет, хотя было приятно вспомнить некоторые мифы, а на другие взглянуть под иным углом.
Как автор я оценил слог, худ. приемы и некоторые моменты - перемотки времени и событий, которые здесь представлены куда интереснее, чем "прошло сто лет".
Если же вам не хватило одиночества и печали, гляньте Мельмот - автор - Сара Перри - вот там этой тоски и грусти - еще больше, тоже древняя богиня, которая жестока наказана (еще более, чем Кирка) и обречена видеть все.
Будем ждать перевод Галатеи.
Я прослушал аудиокнигу, потому что качество издания (у меня есть бумажная Песнь Ахилла) мне не очень понравилось. Чтец хороший.
Рекомендую ознакомиться с автором.
3311